Казачий круг-История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг-Независимый казачий информационный сайт. Основан в 2008 году. История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг - Новости

Казачий круг - Статьи

Казачий круг - Осторожно ряженые

Казачий круг - Георгиевские кавалеры

Казачий круг - Майдан

Казачий круг - Фотоальбомы- Галерея

 




























Сайты партнеров

Казачья гамазея
 Дикое поле
Шермиции



Вольная станица

 

 



 

 


 










 

История, традиции и культура казачьего народа.

 

Вы пользуетесь Яндекс? Мы стали ближе, добавьте виджет "Казачий круг", и будьте в курсе самых последних новостей.
 

Казачий круг. История, традиции и культура казачьего народа.

История, традиции и культура казачьего народа.

добавить на Яндекс




Донская старина.

Дон.

19.11.10

Дон.

Выдержки из «Путеводителя по всем русским водным путям» (1908 год), составленного капитаном П.А. Олениным.

Из Азовского моря можно подняться по реке Дону до устья реки Воронежа, а с этого момента и до истока Дон не судоходен. В древности Дон назывался Танаис. Дон протекает Тульскую, Рязанскую и Тамбовскую губернии, захватывает Воронежскую и Орловскую губернии, протекает во всю длину Областного Войска Донского. И близ Азова впадает в Азовское море. Длина Дона около 2 000 верст. Вскрытие Дона от льда в его судоходной части происходит обыкновенно в конце марта или начале апреля, разлив длится около месяца; замерзание - в конце ноября или в начале декабря; в нижнем течении (от Качалинской станицы до устья) вскрытие и замерзание совершаются на две приблизительно недели в первом случае раньше, а во втором позже. Если составить таблицу моментов вскрытия и замерзания Дона в его судоходной части, то она представится в следующем виде:

Около половины марта или в начале апреля на реке в пределах области Войска Донского начинается половодье; месяц спустя, вода немного начинает убывать, но уже через несколько дней вода снова прибывает, что продолжается недели две или три. Первый подъем воды называется здесь ледоломным или холодным, а второй теплым. Иногда подъем воды в Дон происходит и не весной, а в разное время навигации, от сильных дождей и ветра, нагоняющего воду из Азовского моря.

Переправы через Дон производятся: начиная с верховьев и до уездного города Коротояка (Воронежской губерния) преимущественно по мостам, устроенным частью на сваях, частью плавучим; ниже этого города и до устья сообщение между обоими берегами поддерживается на паромах и лодках; во время же весеннего разлива сообщение происходит исключительно на баркасах. Возле Ростова через Дон проходит железная дорога и поэтому здесь уже имеется мост.

От Павловска до Цымлянской станицы ходят маленькие, почти игрушечные пароходики, притом крайне неправильно в смысле расписания, потому что мели и перекаты опрокидывают все расчеты пароходной администрации. Бывает так, что в мелководье какой-либо перекат (особенно, возле хутора Кудимова, не доезжая Нагавской станицы, на перекате Кудимовском) совершенно преграждает путь судам и тогда, постепенно, к этому месту собираются несколько, иногда - до десятка, пароходиков и стоят (иногда несколько суток) до тех пор, пока за ними не придет пароход снизу со стороны Ростова. Тогда пассажиров пересаживают в лодки и перевозят через перекат на пришедший пароход. Благодаря всему этому, на верхнем судоходном течении Дона установились совершенно патриархальные нравы; если капитан завидит пассажира на берегу, он поворачивает к нему нос своего пароходика, подплывает и пассажир перелезает через борт на судно.

Важнейшие из встречающихся в нижнем течении Дона, мели следующие: а) Серебрянская, находящаяся ниже Голубинской станицы; б) от Черкасского озера до устья речки Карповки; в) против Нижне-Чирской станицы; г) несколько ниже хутора Веселого, в юрту (на Дону так называются общественные земли) Верхнее-Курмоярской станицы; д) в юрту Нагавской станицы; е) несколько южнее Нижне-Курмоярской станицы и, наконец, ж) в юрту Цымлянской станицы.

От Цымлянской станицы мели прекращаются. Вот почему, начиная этим пунктом, по Дону ходят уже крупные пароходы американского типа, напоминающие своим благоустройством волжские пароходы. На этих пароходах вы едете вплоть до Ростова.

От Цымлянской станицы меняются и виды берегов и самый Дон. Степи пропадают, начинается холмистая местность и берега утопают в виноградниках. Пейзаж переходит из монотонно-скучного в нежный, ласкающий взор. От станицы виноградники тянутся до самого Ростова, а берега становятся все красивее и красивее: на каждом шагу попадаются зеленые склоны, увенчанные кудрявыми лесочками; у станиц они покрыты садами и темная зелень ласкает глаз.

Дон все меняется. У «старого Черкаска» и Аксайской станицы, то есть верст за 15-20 от Ростова «тихий Дон» исчезает. Как-то незаметно из тихо плещущего он превращается в огромную, мощную, величественную реку, грозную во время ветра, вздувающего целые холмы бешено ревущих волн. Наконец, на водном горизонте покажется целый лес мачт. Это приближается устье Дона, это город Ростов.

Берега Дона первые приютили и вскормили казачество. Первые поселения казаков появляются на берегах тихого Дона. Они в XVI столетии приобрели уже устойчивость. На вольный простор Донских степей собирались люди разного происхождения, но самый многочисленный элемент составляли выходцы московского племени. Донские казаки дали Волжских, Тверских, Уральских, Сибирских и т. д. И до сих пор, благодаря различным льготам и условиям общественной жизни, берега Дона покрыты казачьими станицами очень мало напоминающими наши деревни: в некоторых станицах население превосходит по численности наших уездных городов. В Нижне–Чирской станице, например, около 13 000 жителей.

Деятельность Петра, между прочим, выразилась и в заботе об устройстве первой сети каналов в России; в проект этой сети входил и Дон.

Петр обратил внимание на возможность соединения Оки с Доном через посредство Иван-озера, и в 1700 году начат был канал со шлюзами; наблюдение над этой постройкой было поручено князю Матвею Петровичу Гагарину. В 1724 году, со смертью Петра, работы по прорытию этого канала были прекращены.

В начале XIX века было составлено пять проектов соединения Дона с Окой, но ни один проект не был осуществлен вследствие сомнения в том, окупятся ли затраты на это трудное и дорогое предприятие. Судоходство по Дону, не имея выхода в окскую систему, теряет очень много и по этой же причине не прогрессирует, а сама река мелеет.

В старину на Дону были известны только четыре пристани, но мере заселения придонских степей и развития местной промышленности увеличивалось и число пристаней. В начале текущего столетия их насчитывалось двадцать две, а в настоящее время сохранили из них свое значение только десять: Вилковская, Павловск, Верхнее и Нижнее Мамоново, Качалинская, Подпольная, Беляевская, Калачевская, Усть-Медведицкая и, Красивой–Мечи наконец Ростов.

Исследования русла Дона показали, что он, безусловно, судоходен по всему своему протяжению и что только засорение фарватера уменьшили его судоходность. Исследователи говорят, что в этой реке нет ни подводных камней, ни быстрин. Виною, следовательно, обмеления Дона являются сами обитатели береговой полосы реки, засорявшие ее разными способами в течение нескольких столетий. Не малым препятствием к развитию судоходства Дона является недостаток в этом крае лесов, сильно поредевших в конце текущего столетия.

На нижнем течении Дона судоходство находится в сравнительно удовлетворительном состоянии.

Пароходство по Дону в настоящее время поддерживается приблизительно 25-ю железными пароходами; из них семнадцать буксирных, четыре буксирно-пассажирских, остальные пассажирские. Весной пароходы идут до города Павловска. Выше Павловска Дон недоступен для пароходов.

Город Павловск расположен при впадении реки Оседера в Дон. Первое поселение на месте этого города возникло еще в царствование Алексея Михайловича, в половине XVII века, когда сюда были переселены на жительство черкесы из разных городов. Петр I, спускаясь по Дону во время азовского похода, обратил внимание на эту местность. По его приказу здесь была сооружена крепость, дворец, обширный инженерный двор, сломанный в 1739 году, пушечный и пороховой завод, а в трех верстах от города – зверинец с садом, уничтоженный в 1740 году, и, наконец, царский конный завод. От бывшей крепости ныне остался земляной редут, называемый Рай–городом, а над самим устьем Оседера – земляное укрепление с четырьмя бастионами, называемое Адмиралтейским; уцелели еще от времен Петра дряхлые ветлы; говорят, они были посажены самим великим реформатором. Павловск находился в цветущем состоянии в первой трети XVIII века, когда в нем строились суда для азовской флотилии. Уездным городом Павловск стал в 1779 году. В нем в настоящее время более 8 000 жителей. Из церквей замечателен собор Петра и Павла, освященный в 1786 году; в нем сохранился иконостас, перевезенный сюда из азовского собора; здесь же находится знаменитая икона Знамения Богородицы, вырезанная на большой морской раковине и найденная в Азове при раскапывании крепостного вала.

В шести верстах от Павловска к югу на берегу Дона (в Острогожском уезде) находится село Буйловка, с 2 000 жителей, еще через две версты село Буйлово, на левом берегу, с 7 000 жителей.

При впадении реки Богучары в Дон находится уездный город Богучар. История возникновения города относится к началу XVIII века, а в 1779 году он был назначен уездным городом Воронежского наместничества. В эпоху освобождения крестьян город этот имел 2 700 жителей, а ныне - более 7 000. Пристань находится в пяти верстах и имеет значение не для одного города, но и для окрестных, весьма значительных селений.

Далее можно указать уездный город Тамбовской губернии Лебедянь, стоящий на высоком и крутом берегу Дона. Город Лебедянь, по преданию, возник в XV веке при следующих условиях. Здесь некогда находились, непроходимые девственные леса, а в этих лесах обитал в земляном городке разбойник Кунам, имевший двух сыновей, из которых старший за необыкновенную силу и ловкость получил прозвание «Тяпка», что значит рубака. Кунам со своими сыновьями ходил для грабежа на татар и своими набегами наводил на них ужас, но, наконец был сражен в поединке с каким то татарских богатырем. Над его прахом сыновья насыпали высокий курган на правой стороне реки Красивой–Мечи, близ впадения ее в Дон. В тех же местах (где ныне Лебядянский Троицкий монастырь) жил в темном лесу пустынник Петр, слава о подвигах которого распространялась по всей Рязанской земле. После смерти отца Тяпка стал атаманом и выстроил пустыннику Петру церковь во имя св. Илии. Впоследствии оба брата обратились в иноков, а городок свой превратили в сторожевой, поручив защиту его своей шайке, отставшей от грабежей.

Уже во второй половине XVII века Лебедянь начал развиваться, благодаря своим ярмаркам; в 1768 году он был приписан к корабельным делам Азовской губернии, потому что окрестности Лебедяни были богаты вековыми деревьями, годными для кораблестроения. В 1779 году Лебедянь была назначена уездным городом Тамбовского наместничества. Жителей здесь около 15 000 человек. Знаменитая лебедянская ярмарка изображена у И.С. Тургенева и в известной акварели (находится в Москве в Третьяковской галерее) П.П. Соколова. Хотя ярмарка сейчас и упала, но все же не потеряла своего значения; привоз на нее превосходит миллион рублей.

В шестнадцати верстах от Лебедяни Дон пересекает высокий железнодорожный мост.

Ближайшие к Лебедяни селения на Дону – Черепань и Волотово. Они расположены в четырех верстах от города.

Устье Красивой – Мечи находится в пяти верстах от Волотова, а верстах в десяти от города поднимается огромный курган, известный под именем Волотовой могилы. Полагают, что могила эта та самая, которая была насыпана сыновьями разбойника Кунама над его прахом. У самого слияния Красивой–Мечи с Доном находится село Иньшаково. Далее следует указать на село Бобрики, с замечательными каменноугольными копями. В Бобриках находится еще конский завод скаковых и упряжных чистокровных английских лошадей, принадлежащий графу А.А. Бобринскому. В трех верстах от Бобриков находится железнодорожная станция.

На берегах этой части Дона нет таких городов и местностей, которые заслуживали бы отдельного детального описания. Сами берега с их станицами красивы и доставят не мало удовольствия глазу туриста. Только в самых низовьях Дона расположилась столица Области Войска Донского – Новочеркасск. Город стоит на правом притоке Дона Аксай и его приток Тузлов. Жителей 55 000. Из зданий обращает на себя внимание атаманский дом с монументом знаменитому герою нашей Отечественной войны, едва не захватившему самого Наполеона, графу Платову, бывшему атаману донских казаков. Еще следует указать на музей, содержащий по преимуществу древности Донского края. В Новочеркасске станция железной дороги. Город Новочеркасск основан в 1805 году; тогда же переведено было сюда и войсковое управление из города Черкасска.

Ниже Новочеркасска следует растущий с каждым днем, город Ростов с городом Нахичеванью, составляющим в административном отношении один город с Ростовом.

Ростов–на–Дону, важнейший после Одессы порт Черноморского бассейна, благодаря своему удачному географическому положению при устье Дона растет очень быстро и торговые обороты его исчисляются миллионами. Уже с давних пор, благодаря исключительным льготам, предоставленным казачеству, жизнь здесь кипела ключом и сюда стекались со всей России предприимчивые люди. Ростов соединен железными дорогами с Царицыным-на–Волге, для которого он является черноморским портом, особенно, благодаря судоходству по Дону, с Владикавказом и юго-западной Россией. И по этим дорогам идут миллионы пудов грузов. Ростов сравнительно недавнего происхождения и поэтому исторических достопримечательностей в нем почти нет; интересен только близлежащий Азов, знаменитый в истории Петровских войн. Недалеко от Ростова находится Нахичевань, город почти исключительно армянский со своеобразным и патриархальным армянским бытом.

В обоих городах есть театры, хорошие гостиницы. Ростов можно признать совершенно культурным городом европейского образца.

Ниже Ростова Дон разбивается на рукава, и устье его образует дельту, занимающую пространство в триста квадратных верст, представляя собой равнобедренный треугольник. Вся площадь дельты прорезывается двумя наиболее значительными рукавами – Каланчой и Кутюрьмой. Верхняя часть Каланчи, от Елизаветовского острова до хутора Рогожкина, при средней ширине в сто саженей и глубине двадцать-пятьдесят футов, представляет хороший судоходный путь, но – после распадения на два рукава у хутора Рогожкина, Каланча, хоть и остается еще судоходной, но не в такой степени, как более глубокая Кутюрьма. У точки распадения на два вышеупомянутых рукава Каланча имеет ширину в сто двадцать саженей, при глубине в тридцать пять футов. Разделившись, Каланча расширяется до двухсот пятидесяти саженей, при глубине всего в семь футов. Здесь по Каланче не ходят уже нагруженные суда, а только пустые. Для того чтобы пройти к морю, суда идут следующим порядком: судно, идущее от Ростова, направляется сперва по Дону, близ Елизаветовской станицы входит в Каланчу, затем у хутора Рогожкина поворачивает в Кутюрьму, плывет до Переволочного ерика, где и вступает в Переволоку, сделав, таким образом, почти пятьдесят верст, в то время как по прямому пути тут не будет более тридцати пяти верст.

(Оленин П.А. «Турист: Путеводитель по всем русским водным путям». Москва, 1908 год).



Разделы / Донская старина.

 Казачий круг - Комментарии к статьям




Казачий круг - форум
Обсудить статью на форуме

Сайты партнеров





Версия для печати
Яндекс цитирования

2008-2015 © Казачий Круг. Все права защищены.Разработка и поддержка Казачий Круг
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. При использовании материалов сайта-ссылка обязательна.
ОпросыГостеваяНаш дневникПоискКарта сайтаДоска объявленийFAQ - Вопрос-ответ



Работает на: Amiro CMS