Казачий круг-История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг-Независимый казачий информационный сайт. Основан в 2008 году. История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг - Новости

Казачий круг - Статьи

Казачий круг - Осторожно ряженые

Казачий круг - Георгиевские кавалеры

Казачий круг - Майдан

Казачий круг - Фотоальбомы- Галерея

 




























Сайты партнеров

Казачья гамазея
 Дикое поле
Шермиции



Вольная станица

 

 



 

 


 










 

История, традиции и культура казачьего народа.

 

Вы пользуетесь Яндекс? Мы стали ближе, добавьте виджет "Казачий круг", и будьте в курсе самых последних новостей.
 

Казачий круг. История, традиции и культура казачьего народа.

История, традиции и культура казачьего народа.

добавить на Яндекс




Донская старина.

Казаки под Казанью.

06.03.11

Ученый дьяк Московского приказа, Фи­ларет, при великом князе Иване III, впервые выдвинул свой тезис: "Москва - Третий Рим, четвертому не бывать, такова воля Господ­ня". В осуществление этой идеи Иван III тог­да же и начал свою агрессивную политику. При помощи подкупа им был взят Великий Новгород, и не только Иван III подверг его жестокому разгромлению, но не желал ос­тавлять; вредный московскому деспотизму вольный уклад Новгорода, он расселил вольных новгородцев по разным местам, а на их места заселил московских людей, да­же вечевой колокол был "сослан в ссылку" -перевезен в Москву, - чтобы в Новгороде не осталось и воспоминания о вольностях нов­городцев. Так же поступил Иван III и с воль­ными городами - Псковом и Хлыновым (Вяткой). Во имя дальнейшего осуществле­ния идеи Третьего Рима Иван III решил по­корить и царство Казанское.

В "Русском большом энциклопедичес­ком словаре" (смотри "Руна Иван") говорит­ся, как великий князь Иван III собрал боль­шое ополчение из крестьян, посадских, тор­говцев и ремесленников, и подошел к Каза­ни. Долго стояло это воинство без всякого действия. Пришли на помощь туда и донские казаки с атаманом Руна Иваном. Казаки, раз­ведав, что в Казани небольшой гарнизон, не­ожиданным приступом ворвались в город, но удержать его они не смогли. Так неудачно кончилась первая попытка взять Казань. Взята она была позже, при царе Иване Гроз­ном, ровно четыреста лет тому назад - 17 сентября (по новому стилю) 1552 года.

В учебниках русской истории и других популярных изданиях, нигде и никогда не упоминается, что казаки принимали при этом участие1. Но в большой истории: Ка­рамзина, Костомарова и др., а также в дон­ской истории говорится, что казаки не толь­ко принимали участие, но сыграли самую решающую роль при взятии Казани.

Казаки давно уже вели борьбу за веру своих отцов против "неверных басурман" -татар. И, узнав, что царь московский Иван Грозный собирает рать, чтобы взять Ка­зань, казаки решили ему "доброхотно по­мочь, как единоверцу по греческой вере". Донские казаки с атаманом Сусаром заклю­чили братский союз с запорожцами, во гла­ве с атаманом Ляпуном и выступили в по­ход. Одних донцов было семь тысяч.

Историк Карамзин (том VIII, приложение 408) пишет, что казаки засели под самой крепостной стеной у Даировой башни, а "пищальники" стали на валу и стреляли до самой ночи, дав этим московской рати кня­зя Воротынского возможность утвердиться и насыпать в туры землю. Дальше, казаки сыграли главную роль в подкопе и взрыве Даировой башни, а также первыми ворва­лись в Казань; после чего московская рать заняла город. Карамзин сообщает далее, что царь Иван Грозный пожаловал казакам за это благодарственную грамоту.

А. Ригельман в своей "Истории о дон­ских казаках", из. 1778 г., на стр. 4 пишет: "Донцы, узнав, что царь Иван Васильевич Грозный уже 7 лет ведет войну с татарами и хочет взять Казань, решили ему помочь, как

1) Надо полагать, что правительственная цензура в целях великодержавной великорусской политики тенденциозно и умышленно умалчивала о подвигах казаков. К одному из примеров можно привести следующий случай, описанный в "Сборнике Области Войска Донского, Статис­тического Комитета" вып. XII на стр. 82, а именно: "В 1907г. из Новочеркасска в Москву от ста­тистического комитета был сделан запрос о дополнительных сведениях, об участии донских ка­заков при взятии Казани". На то последовал ответ: "Соответствующие документы Разрядного приказа совсем недавно сгорели". Аналогичный случаи был с есаулом Железновым, историком Уральского Войска. На его запрос об участии уральцев в Хивинском походе при царе Петре I. оказывается, что и эти соответствующие документы сгорели".

единоверцу по греческой вере. Атаман Су-сар послал небольшую часть войска к устью реки Дона, чтобы настрелять там "птиц-баб" и привезти их перья. Перьями этими он ук­расил с головы до ног, поверх одежды, все войско, так что каждый воин предстал вели­чайшим страшилищем. Атаман, вооружив всех копьями, луками, саблями и пищалями, повел их под Казань и, став, не доходя горо­да, ночью развели костры.

Царь послал своего боярина узнать, что там за войско, но боярин чем ближе подхо­дил, тем страшнее ему они казались, и так убоялся их, что, не доходя, со страхом воз­вратился. Царь разгневался и послал опять боярина. Боярин, подойдя к войску, был от страха как полумертв и едва в силах был спросить, что "люди вы или привидение". Они громогласно ответили ему: "Мы - казаки, люди вольные, пришедшие с Дону, царю Москов­скому помогать взять Казань и за Дом Пресвя­той Богородицы, все свои головы положить".

Боярин с радостью донес царю о каза­ках. Царь утром послал к ним всякие дары, но казаки не приняли, а одарили его сами, богатыми кожами звериными и просили, чтобы царь им позволил взять Казань.

Донцы на следующий день, подняв свя­тые иконы и навесив на пики крылья от "баб-птиц", пошли к городу Казани, каковой их строй представлялся лесом, покрытым снегом. Подойдя к речке Казанке, казаки на­чали рыть подкоп под городские стены. По окончании подкопа, все стали на колени, вознесли Господу Богу свои горячие молит­вы, подожгли бочки с порохом под подкопом и, как последовал взрыв, разрушивши сте­ны, казаки стремительно бросились в город, коих жители сочли за страшное привидение и устрашились их, а казаки рубили, кололи и стреляли их везде без пощады.

После этого уже вошел царь со своей ратью в город Казань и поставил свои кара­улы и назначил там своего воеводу. Царь, в благодарность, одарил казаков богатой до­бычей, но они отказались, прося оставить им "реку Дон со всеми реками (притоками) и всеми потеклинками (малыми притоками) до тех пор, как им надобно".

В 1554 году донцы с атаманом Павли­ном сыграли самую решающую роль и при взятии Астрахани. И в 1570 г. царь Иван Грозный прислал благодарственную на Дон грамоту, в конце ее говорилось: "а кто буде дерзнет их донских казаков с мест их сби­вать, тот будет проклят на веки", так закан­чивает А. Ригельман о донцах, взявших го­род Казань.

Грамота царя Ивана IV находилась по­стоянно под святым престолом в соборе Черкасском, в особом ларце, и ежегодно в день Св. Покрова на Войсковой праздник читалась на майдане. Так продолжалось до 1709 года, то есть, до ликвидации восста­ния Булавина. В этом году, после жестокой расправы с булавинцами, карательным от­рядом князя Долгорукова, прибыл на Дон царь Петр I. Признав грамоту "крамольной", царь увез ее в Москву, а копии, как пишет историк Сватиков ("Россия и Дон"), прика­зал уничтожить.

У донских историков: А. Г. Попова, Е. П. Савельева; И. Ф. Быкадорова, П. Н. Красно­ва и др. говорится подробнее о взятии дон­цами Казани и Астрахани. Упоминается и о молодом казаке Ермаке, который, переодев­шись татарским нищим, проник в Казань, разведав там, что главная "пороховая казна" (пороховой погреб) находится под Даиро-вой, башней. После этого, Ермак (будущий покоритель царства Сибирского) прибыл в шатер к князю Воротынскому и к князю Курб­скому и предложил им взорвать Даирову башню. За это, как сообщает и Карамзин, царь наградил Ермака золотой медалью.

Историк Е. П. Савельев дополняет, что казачья конница, после взятия Казани, пре­следовала кавалерию татарского князя Япанчи до Аральского поля.

В старинной донской былине "Ермак под Казанью" поется, как он поджигал под­коп под Даировой башней, как сам зажигал "яровую свечу" и как:

Ермак с тремястами казаками

Казань город взял.

Город взял он Казань и царю отдал.

Избавил Ермак войско царское от урона,

За что царь пожаловал

Ермака медалью именною,

Да подарил Ермаку Славный Тихий Дон,

Со всеми его реками и потеклинками... и.т.д.




Разделы / Донская старина.

 Казачий круг - Комментарии к статьям




Казачий круг - форум
Обсудить статью на форуме

Сайты партнеров





Версия для печати
Яндекс цитирования

2008-2015 © Казачий Круг. Все права защищены.Разработка и поддержка Казачий Круг
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. При использовании материалов сайта-ссылка обязательна.
ОпросыГостеваяНаш дневникПоискКарта сайтаДоска объявленийFAQ - Вопрос-ответ



Работает на: Amiro CMS