Подвиги казаков в Донских полков 55 и 61-го

Донские казачьи части

Источник: Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя. сборник, издаваемый комитетом по устройству Севастопольскаго музея. Выпуск V. Cанкт Петербург. 1874 г. стр. 349-352 

Три рапорта наказному атаману войска Донского г. генерал-адъютанту Хомутову, походного атамана Донских полков, в Крыму состоящих, генерал-майора И. Е. Краснова от 15-го, 17-го и 24-го февраля 1855 года.

1. Честь имею почтительнейше донести вашему высокопревосходительству о новом блистательном подвиге чинов полков № 61-го Жирова и № 55-го Филина. 5-го сего месяца, при обложении и штурме города Евпатории, 3-я, 5-я и 6 я сотни № 61-го полка, и 1-я сотня № 55-го полка, по распоряжению начальника Евпаторийского отряда г. генерал-лейтенанта Хрулева, должны были спешиться и, под начальством войскового старшины Селиванова, идти вместе с пехотою на штурм города.

Исполняя в точности приказание это, бесстрашные удальцы Дона не задумались доказать, что они и пешие, так же молодецки готовы исполнить свое дело, как исполняют его в боевых своих наездах. Спешившись, они неустрашимо стали в ряды пехоты греческих волонтеров и, вместе с ними, хладнокровно пошли на приступ. Подойдя к кладбищенской стене, донцы вместе с греками перелезли ее, и не смотря на убийственный огонь штуцеров и артиллерии Флота, мужественно прошли кладбище и залегли за памятниками, не более, как в тридцати пяти шагах от городской стены. Они с неустрашимым хладнокровием, в продолжение четырех часов, перестреливались с неприятелем, направившим на них все выстрелы, чтоб выбить их из кладбища. Потом, когда приказано было отступить, казаки хладнокровно, стройно и не спеша, в числе последних, примкнули к своей позиции. Причем тяжело ранено шесть, и контужено четыре казака; лошадей убито две и тяжело ранено четыре. Донося о подвиге сем вашему высокопревосходительству, честь имею присовокупить, что в деле этом казаки наши были истинными молодцами. Тысячи бомб и ядер, летевших на них с Флота и стен города, не останавливали их: как правильно организованная пехота, шли хладнокровно и стройно удалые наши наездники, не раз опережая колонны греческих волонтеров, бывших главными участниками этого дела.

Об этом я, к удовольствию моему, не раз слышал единогласные лестные отзывы из уст начальствующих лиц, бывших участниками в этом деле. Словом, казаки были молодцами, и казаками остались все довольны.

2.10-го числа января настоящего года, отрядным начальником, Флигель-адъютантом графом Канкриным вызваны были десять человек казаков-охотников из 6-й сотни: № 55-го полка, при урядниках Кузнечикове и Чернышкове, которые и посланы были для обезпокоения неприятеля и, главное, для разузнания, какого рода работы производятся им на морской косе, находящейся близ Евпатории. Охотники поддерживаемые взводом драгун, пробравшись удачно за корабль (который, стоя на мели, прикрывал неприятельские работы), заметили, что коса перерыта канавою и в двух местах сделаны уже насыпи для батареи; за завалами оказалось около тысячи человек пехоты и конницы, которые, заметив казаков, тотчас же открыли по ним сильный огонь, совокупно с кораблем, на котором в то же время поднят был металлический щит, и штуцерные, под защитою его, начали сильную стрельбу по казакам. В это же самое мгновение несколько человек конных, выскочивших из за завалов, бросились на перерез дороги уряднику Кузнечикову, который, отделившись от товарищей, пробрался ближе других к канаве, и наблюдал за работами неприятеля. Заметив опасность товарища, урядник Чернышков бросился вперед и благополучно выручил Кузнечикова, но при отступлении лишился лошади, тяжело раненой в грудь штуцерною пулей. По донесении о подвиге сем г. главнокомандующему, его Светлость соизволил урядников Кузнечикова и Чернышкова наградить знаками отличия военнаго ордена св. Георгия, первого под № 101295, а последнего под № 101296.

3.21-го сего Февраля, казаки Жирова № 61-го полка покрыли себя новою славою. В этот день турецкая кавалерия, в числе 500 человек, выехав из города Евпатории, напала на левый Фланг цепи, занимаемой нашими казаками. Уступая численному превосходству неприятеля, казаки мужественно перестреливаясь с турками, медленно отступали до прибытия резерва, состоявшего из одного эскадрона улан, 1-й, 3-й, 5-й и 6-й сотен № 61-го полка, под командою войскового старшины Селиванова. По прибытии подкрепления, казаки с криком «ура»! бросились в пики и шашки на неприятеля, и этот рукопашный бой вмиг решил дело. Турки, оставив на месте до 40 своих трупов, были с значительною потерею отброшены к городу.

Почтительнейше донося о подвиге сём вашему высокопревосходительству, честь имею доложить: что в славной кавалерийской стычке этой потеря казаков, в сравнения с уроном неприятеля, весьма незначительна, а именно: убит казак Луганской станицы Павел Синельников и контужены: урядник Григорий Голубицков и казак Михайла Алешин — пулями, первый поверх пальцев правой руки, а последний в локоть левой руки.

Оцените автора
Казачий Круг