Казачий круг-История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг-Независимый казачий информационный сайт. Основан в 2008 году. История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг - Новости

Казачий круг - Статьи

Казачий круг - Осторожно ряженые

Казачий круг - Георгиевские кавалеры

Казачий круг - Майдан

Казачий круг - Фотоальбомы- Галерея

 




























Сайты партнеров

Казачья гамазея
 Дикое поле
Шермиции



Вольная станица

 

 



 

 


 










 

История, традиции и культура казачьего народа.

 

Вы пользуетесь Яндекс? Мы стали ближе, добавьте виджет "Казачий круг", и будьте в курсе самых последних новостей.
 

Казачий круг. История, традиции и культура казачьего народа.

История, традиции и культура казачьего народа.

добавить на Яндекс




Есть такое мнение.

Пиратство и казаки.

13.05.11

Пиратство и казаки.

Первые сведения о пиратстве, точнее, об организованном частными лицами морском разбое на Волге и на Каспийском море связаны с появлением ушкуйников. Их название произошло от слова ушкуй - плоскодонная парусно-вёсельная лодка.  Первоначально ватаги ушкуйников собирались в Великом Новгороде. Они занимались колонизацией северных территорий и совершали торгово-разбойничьи экспедиции на Волгу и Каму. Ушкуйники были хорошо вооружены и сведущи в мореплавании. Особенно широкий размах пиратство ушкуйников приобрело на Волге и в Прикаспии в середине и во второй половине XIV века, когда империя Золотой Орды, созданная потомками Чингисхана, вступила в полосу кризиса - эпоху «великой замятни».
Ослабление государственных институтов Орды вызвало, в частности, активизацию ушкуйников. Они не всегда действовали только на свой страх и риск: иногда явно, а чаще тайно их поддерживали купцы «Господина Великого Новгорода».

В русской литературе действия ушкуйников нередко рассматривались, как форма протеста угнетённых против феодального ига или как вид национально-освободительной борьбы русского народа с монгольским владычеством.
Действительно, объектами нападений ушкуйников в ряде случаев становились ордынские воинские отряды и дружины русских князей, подчинявшихся власти хана, а также места их дислокации на Руси. Да и ватаги ушкуйников в немалой степени пополнялись жителями поселений, разорённых ордынскими набегами.
Однако на самом деле ушкуйники с равным удовольствием грабили и русские города и селения, причём последние даже чаще, поскольку они были менее защищёнными. Нападали пираты и на богатые караваны, независимо от государственной, религиозной и этнической принадлежности их владельцев, и на небольшие купеческие суда с нехитрым товаром.
В военном отношении ушкуйники тогда представляли собой грозную силу, с которой были вынуждены считаться власти Золотой Орды. Храбрые пираты одерживали победы не только над русскими ратями, как, например, в 1375 году над пятитысячным ополчением костромичей, но и над ордынцами, что произошло в 1336 году под Нижним Новгородом.
В 1371 году от ушкуйников пострадали Ярославль и Кострома, в 1375 году - опять Кострома и Нижний Новгород. Русская летопись под 1375 годом приводит рассказ о походе на эти города двух тысяч ушкуйников (по данным другой, Тверской летописи - полутора тысяч) на семидесяти лодках под предводительством атаманов Прокофия и Смолянина и о том, как «они многих христиан в полон поведоша с женами и с детьми».
Потом ушкуйники прошли по Каме, грабя всех, кто попадался им на пути, и повернули к волжским булгарам, мусульманским подданным Золотой Орды Там они «полон весь христианскыи попрадаша... бесерменом», то есть продали пленных мусульманам.
Отсюда пираты двинулись, продолжая грабить, вниз по Волге к Каспийскому морю. Но под Хаджи-Тарханом (Астраханью) удача им изменила, и они были наголову разгромлены воинами астраханского хана Салчея. После этого ушкуйничество на Волге и в Прикаспии постепенно сходит на нет.
Но пиратством в тех же местах грешили не только русские.
За год до описанного похода ушкуйников, в 1374 году, через Хаджи-Тархан проследовал некий генуэзец Лукино Тариго. Выйдя с несколькими соратниками на барке из Кафы (современная Феодосия), он прошёл через Чёрное и Азовское моря и поднялся по Дону; затем, видимо, в районе Переволоки, добрался до Волги, по которой и спустился через Хаджи-Тархан до Каспия.
На море Тариго и его друзья занялись пиратством, однако на обратном пути... были сами ограблены. Всё же некоторое количество драгоценностей, приобретённых пиратским «промыслом», генуэзцам удалось привезти в Кафу. Схожие пиратские экспедиции на Каспий предпринимались и венецианцами.

В 1468 году на морской караван послов шаха Ширвана ко двору московского государя Ивана III напали астраханские татары.
Когда караван возвращался обратно по Волге, к нему пристало в Твери несколько торговых судов, снаряжённых русскими купцами во главе с Афанасием Никитиным. В устье Волги, около Хаджи-Тархана, караван был разграблен; русские купцы при этом потеряли два судна и почти всё имущество. Но их злоключения на этом не кончились.
Уцелевшее от татарского разбоя русское судно на пути из Хаджи-Тархана в Дербент, около Тарков в Дагестане, было выброшено на берег, а его экипаж - захвачен людьми Халиль-бека, предводителя одного из дагестанских народов.

Пленники были освобождены только по требованию шаха Ширвана, чьё посольство они сопровождали. Именно эти пиратские акции побудили разорённого Афанасия Никитина совершить «хождение за три моря», в Индию. Никитин отправился в дальние страны для того, чтобы поправить свои дела.
А позже - обессмертил своё имя, оставив потомкам знаменитые записки... В дальнейшем пиратская традиция нашла продолжение в действиях российских и украинских казаков.
Казак - слово тюркское. В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования его происхождения. Но, по-видимому, первоначально это слово имело значения: «свободный», «бездомный», «скиталец», «изгнанник»...
Не имея ни определенного политического оттенка, ни этнического содержания, - слово «казак» обозначало всякого человека, отколовшегося от своего народа и племени (или ушедшего от своего сеньора) и принуждённого вести жизнь искателя приключений.
На Руси казаками стали звать людей без определённых занятий и местожительства, «вольных», гулящих. Таким образом, казачество формировалось на той же социальной основе, что и ушкуйничество.
Хотя слово «казак» впервые зарегистрировано в конце XIV века на севере Руси, - всё же первоначальной родиной казачества историки считают южные степные окраины Московской Руси и Украины, смежные с водными пространствами Волги, Днепра, Дона, Урала, Каспийского, Азовского и Чёрного морей. Там казачество сформировалось, как военное сообщество. Казаком мог стать любой человек, будь он славянин, степняк или горец, простолюдин или представитель зажиточных слоёв.

Так, по документам XVІ века, среди русских казаков преобладают беглые крестьяне, посадские люди, холопы, - но можно встретить и имена разорившихся «детей боярских», а также беспоместных дворян, которые «сошли на Дон в казаки», «в Поле казакуют». В казачьей вольнице были и «татары» из разных орд, то есть выходцы из тюркских народов, и «черкасцы», они же черкесы - представители Кавказа.
Один русский документ 1538 года указывает, что «на Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и наших окраин казаки, с ними, смешавшись, ходят». В 1581 году русский царь требовал от правителя ногаев Уруса, чтобы «как наши казаки, так и ваши казаки - меж нами ссоры не чинили». Вместе с тем, хотя казачество формировалось из разных народов, всё же к концу XVІ века в нём обозначилась тенденция «обрусения» - как в силу умножения в его общинах славянского элемента, так и вследствие распространения православия. Делались попытки привлечения казаков на московскую службу.
На реках зародилось казачество, здесь шло его становление, от рек казачьи войска получали и свои названия. И если на суше казаки испытали заметное влияние военного искусства степных народов, то в морском деле ими была воспринята, вероятно, традиция ушкуйников. Как и ушкуйники, вольные общины казаков старались основывать свои поселения - станицы - на больших речных островах.
Например, украинские казаки основали свою ставку Запорожскую Сечь на острове Хортица, за порогами Днепра, донские - первую свою столицу Черкасск на острове среди Дона. Яицкие поставили свой Яицкий городок (ныне Уральск) на полуострове, который прикрывался с двух сторон реками Яик и Шагын; со степной же стороны казаки окопались рвами и валами, построили крепостные башни. Водные пространства рек служили станичникам надёжным естественным укрытием от набегов кочевников; реки же давали пропитание - рыбу, дичь, тем более, что до 1695 года земледелием казаки не занимались. Однако они не могли прокормиться лишь скотоводством, охотой и рыболовством. Отчасти и поэтому их привычным делом стало пиратство.
Если в степи, хотя казаки и были прекрасными кавалеристами, им всё же было трудно разбить степняков или уйти от их подвижных отрядов, - то на воде казацкие струги, построенные на небольших верфях в казачьих городках, были неуловимы. Чтобы построить струг, присматривали неподалёку от воды большое дерево, чаще всего липу, валили и обтёсывали его. Затем ствол долбили и изготовляли колоду, служившую остовом струга. К ней с боков прибивали длинные доски.
Длина такого лёгкого судна была 10-20 метров, ширина 2-3 метра, осадка не превышала одного метра. Струг имел от шести до 20 загребных вёсел и одно кормовое, служившее рулём. Лёгкие струги поднимали на борт 20 человек с полным вооружением, боеприпасами и запасами продовольствия. На таких судах казаки выходили на речные и морские просторы, совершали морские набеги в пределы Османской империи и Крымского ханства, прорываясь через цепь турецких крепостей, заграждавших устья Дона и Днепра - в Азовское и Чёрное моря.
Но главным театром их действий, опять же, как во времена ушкуйников, стали Волга и Каспийское море. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что Русское государство только во второй половине XVІ века овладело всем Поволжьем, и власть его в регионе была ещё непрочной. Что же касается Каспийского моря, то расположенные на его берегах державы, кроме Ирана, не имели военно-морского флота, чтобы контролировать водные пространства. Но и шахские власти могли обезопасить лишь прилегающую к иранским берегам часть Каспия...

Пиратство на Волге и Каспийском море связано с именем казачьего атамана Ермака, будущего покорителя Сибири. Летопись «Краткое описание о земле Сибирской» сообщает о том, что казаки разгромили на Волге царские суда и ограбили послов кизилбашских, то есть персидских, после чего русский царь послал против них воевод. Многие казаки были повешены, а другие «аки волки разбегошася»; 500 из них «побегоша» вверх по Волге, «в них же старейшина атаман Ермак».
В кратком Летописце сольвычегодского происхождения есть строки: «На Волге казаки, Ермак атаман... разбили государеву казну, оружие и порох...». Ремезовская летопись также сообщает: «Собрании вои (cобрались воины. – Автор)... с Ермаком с Дону, с Волги, и с Еику, из Астрахи, из Казани, ворующе, разбиша казённые государевы суды, послов и бухарцев на усть Волги-реки».
Царские дипломаты заявляли в Ногайской Орде: «Беглые казаки, которые бегая от нас живут на Тереке и на море, на Яике и на Волге, казаки донские, пришед с Дону, своровали и наших детей боярских, а их (ногайских. – Автор) послов перебили». Таким образом, казаки грабили и царские суда, и посольские, и частные - купеческие; обирали и русских, и ногаев, и персов, и бухарцев, и хивинцев, и даже англичан. В мае 1572 года отряд в 150 казаков напал на английский корабль, который возвращался из Ирана и стоял на якоре близ устья Волги.
Англичане, по их словам, убили и ранили почти треть нападавших, но отразить их яростный натиск не смогли и были взяты на абордаж. Капитан и команда сдали корабль с грузом и были отпущены в Астрахань. Царские воеводы догнали и разгромили отряд «воровских» казаков. Многие из тех, кто участвовал в нападении на англичан, поплатились за это жизнью.
В 1580 году русские казаки, поднявшись из Каспия вверх по Яику, захватили город Сарайчук или Сарайчик, еще столетие назад - один из центров Золотой Орды. К той же поре город стал «столицей» Ногайской Орды, находившейся в зависимости от ханов Казахских степей. В Сарайчуке находились весьма чтимые захоронения золотоордынских и первых казахских ханов. Город был разрушен казаками до основания, причём, были выброшены мертвецы из ханских гробниц, что считалось актом вандализма даже в ту суровую эпоху.

В 1603 году яицкие казаки во главе с атаманом Нечаем, спустившись по Яику в Каспий, через старое русло Узбоя добрались до Амударьи и подошли к Ургенчу, городу Хивинского ханства.

Они штурмом овладели городом и предали его грабежу, убив около тысячи жителей. По возвращении казаки были настигнуты хивинцами на Амударье и истреблены. Лишь четверо казаков спаслись, они-то и принесли на Яик страшную весть о гибели отряда Нечая.
Русские народные предания о деяниях Ермака на пиратском поприще пополнились красочными подробностями в записках иностранцев в XVІІ - XVІІІ веков. Голландец Н. Витсен, побывавший в Москве в 60-х годах XVІІ века, писал: «Отправился он, Ермак, с шайкой на грабёж на реку Волгу и разбил несколько стругов, принадлежавших царю, и вот на всех местах по этому случаю было отдано приказание преследовать Ермака и изловить его...».

Англичанин Д. Перри, служивший в России при Петре Великом, записал следующее о Ермаке: «Овладев несколькими стругами на Волге, начал разбойничать на сей реке. Будучи снова тесним поисками (царских властей. – Автор), пустился в Каспийское море и удалился в Персидские пределы, где и прожил несколько времени...».
Затем Ермак, по словам Д. Перри, вернулся на Волгу для ещё большего разбоя, а оттуда ушёл со своей многочисленной шайкой на Каму. Символично, что и погиб Ермак в водной стихии, утонув в Иртыше, когда, отражая нападение воинов «царя Сибири» Кучума, не смог добраться до спасительного струга.
Пик русского пиратства на Волге и Каспийском море приходится на эпоху, получившую в истории название «разинщины», то есть на 60-70 годы XVІІ века, когда казачьей вольницей были потрясены основы Русского и Персидского государств.
Донской казак Степан, или Стенька Разин, человек волевой, умный и смелый, но крайне жестокий и вероломный, в молодые годы попал в полон к туркам-османам и три года провёл рабом-гребцом на их боевых судах, пока ему не удалось бежать. В 1667 году ватага донских казаков во главе с атаманом Стенькой Разиным пошла «гулять на сине море», чтобы добыть себе «казны, сколько надобно».
На Волге, недалеко от Царицына, разинцы разгромили и разграбили караваны торговых судов с товарами, принадлежавшими богатым русским купцам, патриарху русской православной церкви и даже самому царю. Многочисленная охрана караванов и те, кто пытались оказать сопротивление, были порублены и повешены.
Затем, пополнив своё войско за счет освобождённых ссыльных и пленённых стрельцов, атаман стал «гулять» по Яику и Волге. Здесь он разгромил несколько отрядов правительственных войск. После этого Разин начал свой знаменитый каспийский поход.

Удалые разбойники совершили нападения с моря на прибрежные города и сёла Дагестана, принадлежавшие правителю города Тарки, а затем отправились к персидским берегам, во владения шаха Ирана.
У города Решт казачью вольницу ожидало большое персидское войско. Ослабленные в предыдущих боях разинцы просили «шаховых служилых людей» разрешить казакам «быть у шаха в вечном холопстве». Пока персы совещались, казаки начали пьянствовать и буйствовать, чем и спровоцировали жителей Решта на нападение, в результате которого было убито 400 разинцев.
В ответ казаки разграбили и сожгли города Ферабад, Астрабад и ряд других персидских поселений на южном побережье Каспийского моря. У берегов Азербайджана в 1669 году произошло морское сражение казаков с персидским флотом. Из 50 иранских кораблей спаслось лишь три. В плену у Разина оказались сын и дочь командующего персидским флотом. Согласно известной русской песне, Разин по требованию казаков бросил «княжну» - адмиральскую дочь - в «набежавшую волну»...
В персидском походе разинцы взяли богатую добычу и, разодетые в парчу и шёлк (даже паруса и канаты на их стругах были шёлковые), появились в Астрахани, где «били челом» царю. Разин сдал воеводам свой бунчук - знак власти, вернул часть пленных, пушек и знамена, за что из Москвы подоспела «милостивая царская грамота». Эта «милость» дорого обошлась стране, - атаман и не подумал стать послушным подданным...
В 1670 году 80 разинских стругов с судовой ратью и артиллерией, поддерживаемые тысячами пеших и конных повстанцев, двинулись вверх по Волге на Москву. Но у Симбирска настал конец кровавой эпопее «разинщины». Разинцы были разбиты царскими войсками; их раненый атаман на струге отплыл вниз по Волге и скрылся на Дону, откуда потом был выдан властям и казнён.
Пиратскую традицию походов «за зипунами» на Каспийское море продолжили яицкие казаки. Ранней весной 1677 года атаман Василий Касимов с тремястами казаками вышел в море, перед этим разграбив Гурьев-городок и захватив там казённые порох и свинец. Из Астрахани начали преследование пиратов царские воеводы, - но казаки отбили их атаки и пошли к туркменскому берегу, откуда направились к Баку. Зазимовали на острове и весной через Терек вернулись на Яик. В 1696 году яицкий атаман Иван Шаменок ушёл на Каспий, где и был пленён царскими воеводами, а затем казнён в Москве, что положило конец морским походам яицких казаков на Каспий.
Но среди имен всех этих казачьих атаманов только имена Стеньки Разина, без сомнения, самого знаменитого русского морского разбойника, и его предшественника Ермака, также отличившегося в начале своей карьеры на пиратской стезе, стали популярными, можно сказать - легендарными, и продолжают оставаться таковыми до сих пор. Ермак и Степан Разин - излюбленные герои русских народных песен и сказов.
Им посвящены картины и книги, кинофильмы; их имена повторяют на школьных уроках и университетских лекциях, произносят в церкви, - хотя там, надо сказать, с разными оценками. В отличие от Стеньки Разина, преданного русской православной церковью анафеме, образ Ермака Тимофеевича не только закреплен в народной памяти, но и канонизирован православным духовенством. Впрочем, это произошло не сразу, а спустя более полувека после смерти храбреца.

Что же касается светской власти, то, несмотря на своё пиратское прошлое, Ермак ещё при жизни был «обласкан» ею: царь Иван Грозный пожаловал ему титул «князя Сибири».

И в этом тоже нет ничего удивительного. В истории нередки случаи, когда морские разбойники становились государственными деятелями и национальными героями. Например, руководители английских пиратских экспедиций Генри Морган и Фрэнсис Дрейк, ставшие адмиралами британского королевского флота и сокрушившие морское могущество Испании, как и Ермак, получили дворянское достоинство.
В честь Дрейка даже назван пролив между Южной Америкой и Антарктидой... Новые земли под власть британской короны привел английский пират Уильям Дампир. С именами Жана Барта и Робера Сюркуфа связаны и пиратские «подвиги», и слава французского флота, причём Сюркуф стал одним из первых кавалеров ордена Почётного легиона - высшей награды Франции.
Османский пират Хайр-ад-Дин Барбаросса, грек с острова Лесбос или бербер по происхождению, возвысился до положения чуть ли не второго лица в Османской империи в эпоху её могущества и стал капудан-беем, самым знаменитым флотоводцем в её истории. Нередко и официальные лица, с санкции государства или без оной, не гнушались пиратским «промыслом». Так, например, знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама нападал на арабские и индийские купеческие суда в Индийском океане.
Вместе с тем, казаки были не только пиратами, но и землепроходцами, открывшими и присоединившими к Российскому государству Сибирь и Дальний Восток. К концу XVІІ века они по суше, рекам и морям вышли на берега Тихого океана.
Начиная с эпохи Петра Великого, российские власти ведут успешное наступление на вольности казачества, превращая казаков в военное сословие на службе у Российского государства. Царь Пётр сломил сопротивление донских казаков, поднявших в 1708 году бунт под предводительством Кондрата Булавина, а императрица Екатерина II во второй половине XVIII века уничтожила последние очаги казачьих вольностей - Запорожскую Сечь и автономию Яицкого казачества.
Второе было сделано после подавления восстания Емельяна Пугачёва, в котором также немалую роль сыграли казаки...
Итак, казачья вольница в течение многих столетий была олицетворением пиратства на просторах российских рек и морей*. Но со временем ее эпоха канула в лету, и грозный клич «Сарынь на кичку!», с которым еще ушкуйники нападали на торговые суда, стал лишь достоянием истории и народных преданий.

* Не следует забывать, что это - далеко не единственная характеристика казачества, особенно поднепровского. Казаки-запорожцы совершали походы на своих ладьях-чайках к берегам Черного моря далеко не с одной целью грабежа: ими были освобождены многие тысячи русских пленников Османской империи. 


Разделы / Есть такое мнение.

 Казачий круг - Комментарии к статьям




Казачий круг - форум
Обсудить статью на форуме

Сайты партнеров





Версия для печати
Яндекс цитирования

2008-2015 © Казачий Круг. Все права защищены.Разработка и поддержка Казачий Круг
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. При использовании материалов сайта-ссылка обязательна.
ОпросыГостеваяНаш дневникПоискКарта сайтаДоска объявленийFAQ - Вопрос-ответ



Работает на: Amiro CMS