Пугачевские отряды в Прихоперье

Есть такое мнение

Автор: Смотров Владимир Васильевич.  Источник: Очерки истории Балашовского края. Российский исторический журнал. Выпуск 1. 1997 год. 

Война (1773-1775 годов) под руководством Емельяна Пугачева охватила огромные территории России, прилегающие, в основном, к бассейнам рек Волги, Дона, Медведицы, Бузулука, Хопра, Вороны. По берегам названных рек и их притоков располагались крупные города, населенные пункты, казачьи станицы. Немало таковых было и в Прихоперье. Оно к тому времени было плотно и густо заселено. Здесь произошли серьезные столкновения между пугачевскими отрядами и казаками Войска Донского и, частично, правительственными войсками.

15 июля 1774 года в сражении под Казанью Е. Пугачев потерпел поражение и вынужден с остатками своих войск бежать, имея намерение пробиться на Дон. За его поимку генерал-майор П. Потемкин обещал вознаграждение в размере 25 тысяч рублей и золотую медаль — на вечную память. В письме донскому атаману С. Сулину от 19 июля 1774 года он просил его принять срочные меры предосторожности в связи с движением на Дон пугачевских отрядов.

Маршрут следования отрядов Пугачева ясно прослеживается в рапорте походного атамана А. Луковкина генерал-аншефу П. Панину от 30 сентября 1774 года. Этот рапорт был послан им из села Рассказаны. В данном селении он сделал остановку при преследовании остатков разгромленных пугачевских отрядов. В донесении отмечалось, что на Дон движутся 4 колонны пугачевских повстанцев. Первая колонна, численностью более 300 человек, возглавляемая полковником Яковом Андреевым, имела целью пройти по казачьим станицам (расположенным на реке Медведице) до Дона и затем подняться вверх по реке. Она была разбита казаками в станице Етеревской 18 августа 1774 года.

Вторая колонна численностью 500 человек, под командованием полковника Василия Иванова, следовала за первой колонной. При достижении Дона она должна была повернуть на юг и идти вниз по реке и в условленном месте соединиться с основными силами Е. Пугачева. Однако и эта колонна была разгромлена казаками 19 августа 1774 года в районе станицы Малодельской.

Третья колонна должна была пробиться по станицам (расположенным по реке Бузулук) и дойти до Хопра. Получив известия о разгроме первых двух колонн, она приостановила свое движение и повернула на восток к Царицыну. Но за этим городом настигается казаками и разбивается ими.

Четвертая колонна, самая большая, численностью до 2000 человек, возглавляемая полковником Иваном Ивановым (настоящая фамилия — Иван Родионов), шла вниз по хоперским селам и станицам России. В нашей местности непосредственно действовал отряд под началом Ивана Михайлова (настоящая фамилия — Иван Михайлович Каменский). В исторической литературе и по архивным документам он проходит чаще всего под именем Ивана Михайлова.

Отряд И.М. Каменского действовал в балашовском Прихоперье летом и осенью 1774 года. Непосредственной целью повстанцев был захват города Борисоглебска и Хоперской крепости (город Новохоперск). Далее они стремились пройти на Дон. В городе Черкасске восставшие соединились с основными силами Емельяна Пугачева и пошли через Воронеж, Тулу — на Москву. Здесь Е. Пугачев должен был принять царскую корону.

В показаниях пленных, взятых походным полковником Войска Донского Осипом Лащилиным 22 сентября 1774 года, говорится, что «…в их злодейской команде действительно было более 1500 человек да присовокупленных к вышеописанным селам из двух сел Амеликов, Репнова, Балашовки, Тростянки, Засецкова, Свинухи, пеших с копьями и с привостренными рожнами всех более 2000 человек». Из этого донесения становится ясно, что восставших активно поддержали жители местных сел: Большого и Малого Мелика, Репного, Балашова, Тростянки, Алмазова, Свинухи. Крестьяне села Рассказани и других сел тоже им сочувствовали: более 500 человек влились в отряд пугачевцев. Вооруженные только копьями и заостренными кольями, на пешем ходу, они не могли противостоять хорошо экипированным и вооруженным казакам Войска Донского.

К этому следует добавить, что донской атаман С. Сулин, старшины Войска Донского, не желали допустить повстанцев к своим селениям. Снаряжается команда из 9 человек — казаков с 10-суточным провиантом. Она должна «…ехать… верх по речке Кардаилу и через урочище Красные Кусты на Хопер до села Тюковки». Команде надо было выяснить политические настроения жителей балашовского Прихоперья и их отношение к восставшим, к атаману Емельяну Пугачеву.

Можно предположить, что команда, ведомая есаулом Федосеевской станицы И. Евсеевым с разведывательными целями справилась успешно. Казачий круг забил тревогу. Быстро формируется отряд казаков из разных станиц под общим командованием походного атамана А. Луковкина. Однако, непосредственное участие в подавлении восставших в балашовском Прихоперье было возложено на полковника Осипа Лащилина.

19 августа 1774 года у села Губари Воронежской губернии произошло первое сражение между казаками и повстанцами. Пугачевцы бой проиграли и вынуждены были беспорядочно отступать в разных направлениях: на Романовну, Турки и Чернавку.

Очередной бой произошел в селе Чернавка. Восставших здесь было до ста человек. Между казаками и повстанцами произошла жестокая сеча. До 30 повстанцев было убито, остальные засели в одном доме и взять их было весьма трудно. Они упорно отстреливались из ружей и других видов оружия. Казаки пошли на крайние меры. Поручик Я. Хрущев вместе с есаулом Фонагеном Крюченковым вначале подожгли углы двора и пламя охватило все надворные постройки. Многие пугачевцы, находившиеся там, заживо сгорели. Часть повстанцев сдалась в плен. Ночью их всех перекололи, убили вожака Константина Дмитриева и донского казака Антона Медведева, сражавшегося на стороне пугачевцев.

В руках донских казаков осталось много всякого имущества, в том числе и большой окованный сундук, в котором находилось примерно 30 тыс. рублей. Началось растаскивание вещей и дележ денег. Особенно усердствовал есаул Максим Устинов, а помогали ему хоперские казаки — Трофим Колесников и Григорий Кучер. Есаул Устинов чуть позднее просил в своем рапорте на имя Потемкина о повышении звания за услуги в подавлении пугачевского восстания (март 1775 года). Не он ли (или его родственник) становится во главе Хоперского казачьего полка, который упоминается в книге «Крепость в степи»? Правда, в ней называется не Максим, а Конон Устинов, выходец из верхних слоев казачества, человек хваткий и очень строгий. Действительно, командиром казачьего Хоперского полка избирается на большом войсковом круге в 1775 году премьер-майор К. Устинов вместо ротмистра Капустина. Полк, которым командовал Капустин, не проявил особого усердия в сражениях против пугачевских отрядов. В отместку за это им пригрозили весь полк выслать в Забайкалье.

Однако, все обернулось иначе. Хоперский полк в составе шести сотен казаков направили на укрепление линии от Моздока до Азова (на Кавказ), чтобы избавиться от очень строптивых и неблагонадежных казаков. Представление Екатерине II сделал князь Потемкин. Царица утвердила 24 апреля 1777 года докладную записку Потемкина. При этом государыня гарантировала каждому казаку по 30 десятин земли, есаулам — по 60, полковому командиру — 300. Хоперское казачество постепенно утрачивало свое былое значение.

Но возвратимся к событиям пугачевского восстания в нашем крае. Из Чернавки полк донских казаков двинулся в направлении села Турки. Оттуда пришло печальное известие о том, что в данном селении повесили несколько дворян (9 человек), членов их семей и прапорщика Степана Третьякова, привезенного сюда восставшими крестьянами села Третьяки Воронежской губернии.

В книге А. Леопольдова «Исторический очерк Саратова и пугачевщины» отмечается, что село Турки было взято пугачевцами внезапно, врасплох. Из зажиточных, богатых семей дворян было повешено на релях примерно 25 человек. Имущество владельцев было расхищено и увезено на подводах. После их ухода трупы повешенных были сняты и преданы земле. Невинно погибшие были захоронены в единой общей могиле возле церкви села Турки. Все они перед погребением подверглись отпеванию в церкви и захоронению по христианскому обряду.

Тем не менее, при переходе от села Чернавка до Турков, казачья разведка донесла (есаул Зубрилов из села Репное), что вниз по Хопру от села Малиновка движется другая часть повстанцев-пугачевцев (около 800 человек). Она намерена захватить мост в селе Хоперском Карае (селе Большом Карае) и идти через села Рассказань, Макашевку на город Борисоглебск, Хоперскую крепость и Михайловскую станицу.

Походный полковник О. Лащилин решает опередить восставших. Ночью с 6 на 7 сентября 1774 года он со своей командой делает марш-бросок, захватывает мост у села Большой Карай и пресекает все коммуникации движущихся повстанцев. К этому времени пугачевцы сосредоточились в селах Тростянка и Лопатино. В последнем находилось 150 человек во главе с яицким атаманом Иваном Соловьевым.

8 сентября 1774 года сотня лучших казаков во главе с есаулом Крюченковым направляется для разведывания местонахождения основной массы мятежников. Встреча казаков и повстанцев произошла у села Засецкое (ныне село Алмазово). Началось сражение. Пугачевцы стремительно и смело напали на появившихся казаков. Исход борьбы был не ясен. Но вовремя подоспели основные силы Осипа Лащилина. В итоге было убито до 100 повстанцев, взято в плен 30 человек. Спасшиеся пугачевцы сосредоточились в селе Тростянка.

9 сентября 1774 года пугачевцы для устрашения населения села Тростянки повесили двух жителей села. Это было сделано и с целью сохранения тайны маршрута дальнейшего своего продвижения. Пугачевцы двинулись по тракту: село Красавка — Филоновская станица. Узнав, что им вслед, ускоренно идет команда полковника О. Лащилина, они резко меняют направление движения. От слободы Песчанка пугачевцы повернули через степь — на города Баланда и Саратов. Достигнув Баланды, мятежники, уставшие от изнурительного и быстрого перехода, разошлись ночевать по жилым домам.

Между тем, согласно предварительной договоренности, под Баландой встретились две казачьи команды: О. Лащилина и А. Луковкина. Здесь 12 сентября 1774 года казаки объединенными силами застали врасплох повстанцев, разбросанных по разным точкам города. Об организованном отпоре не могло быть и речи. Остатки пугачевских войск были полностью разбиты. Около 300 повстанцев из 700 сложили свои буйные головы в этом кровопролитном сражении. Многие из них утонули в речке Баланда, впадающей в реку Медведицу. 100 человек были взяты в плен. Погиб и сам руководитель отряда Иван Михайлович Каменский. 13 сентября 1774 года его тело было вытащено из речки и опознано.

Часть пугачевцев, прослышав, что идет объединенная команда казаков, спешно бежала в леса, в глухие отдаленные местности, спасая свои жизни. Шли усиленные поиски пугачевского полковника И.И. Родионова, его брата, а также чернокожего арапа, сражавшегося в команде И.М. Каменского. И казаки и другие карательные команды пытались их изловить. За поимку первых двух была обещана награда по 50 рублей.

В конце октября 1774 года пугачевский полковник И. Родионов неожиданно появился в окрестностях Аркадака. В одном из хуторов он отдает крестьянину С. Сергееву на сохранение «секретный указ» Пугачева. В ноябре братья Родионовы были схвачены и доставлены в Симбирск к генералу П.И. Панину. В наказание им было предписано по 300 ударов кнутом с последующей высылкой на каторжные работы. Пугачевский указ, взятый при обыске дома С. Сергеева, был сожжен в присутствии графа Панина 23 февраля 1775 года. Свирепые расправы над восставшими погасили последние очаги сопротивления.

Оцените автора
Казачий Круг