Первые Георгиевские кавалеры 1-ой Мировой Войны

Георгиевские кавалеры

Источник: Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» №86 Январь — Февраль 1970 г. Издатель: Донское Войсковое Объединение.230, Av. de la Division-Leclerc 95. Montmorency France. 

9 декабря (26 ноября по ст. стилю) 1969 г. исполнилось 200 лет со времени учреждения императрицей Екатериной 2-ой ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия.

Этому юбилею, в русской зарубежной печати, особенно в военной, посвящены многочисленные очерки.

Нам, казакам, интересно вспомнить, что в 1-ую Мировую войну первыми, получившими знаки отличия Св. Георгия, были донские казаки. Первый солдатский Георгиевский, крест получил приказный 3-го Донского казачьего полка Козьма Фирсович Крючков, станицы Усть-Хоперской, за его храбрость и геройство в столкновении с немецким разъездом, когда он получил 11 ранений. Первым офицером, получившим орден Св. Георгия, был хорунжий 1-го Донского казачьего полка Сергей Васильевич Болдырев, станицы Богоявленской, за глубокую разведку в немецком тылу, давшую ценные сведения.

Дальнейшая судьба этих первых георгиевских кавалеров российской императорской армии 1-ой Мировой войны была различна.

К. Ф. Крючков с германской войны вернулся на Дон взводным урядником с 2-мя георгиевскими крестами и 2-мя медалями. В августе 1919 г. хорунжий Назаровского полка Крючков был смертельно ранен в живот в Саратовской губернии в стычке с красными, и через час после ранения скончался. (В № 56 « Род. Края » был помешен большой очерк о нем).

Хорунжий С. В. Болдырев, пробыв некоторое время в 1916 г. в Новочеркасском Каз. Училище, после излечения от тяжелой контузии, вернулся на фронт. В составе 1-го Дон. каз. полка, где он был командиром сотни, в 1917 г. находился в Петрограде и участвовал в подавлении июльского восстания большевиков. Вернувшись на Дон, поступил в партизанский отряд. После — Степной Поход, служба в Донской Армии, эмиграция. В 1941 г. полковник Болдырев поступил в Русский Охранный Корпус в Югославии. В конце 1944 г. он был командирован в Главное Каз. Управление в Берлин, а оттуда был направлен ген. Красновым офицером связи в одно из отделений германского Генерального Штаба. В конце войны С. В. попадает в плен к французам, а затем в лагерь Ди-Пи в Шлясенгейме (Германия), где был избран атаманом местной казачьей станицы. В 1950 г. с семьей перебрался в США, где в 1957 г., после запоздалой операции, скончался.

С. В. Болдырев всегда был большим казачьим патриотом и любителем каз. истории. Много писал в каз. периодической печати, им же было выпущено около десятка « Каз. исторических календарей», небольшая тетрадка « Каз. поговорки и пословицы » и почти перед самой его кончиной монография « Кондратий Булавин ».

« Октябрьская революция отменила все старые русские ордена, в их числе и орден св. Георгия — пишет в своей пространной статье « Орден св. Георгия » ген. Андоленко (« Военная Быль » № 100) — но память о нем и большое к нему уважение в народных массах вытравить она не смогла.

Белые армии, считавшие себя преемницами старой русской армии, очень скоро вернулись к св. Георгию. Солдатскими георгиевскими крестами и медалями награждались за отличие рядовые бойцы всех белых армий вплоть до 1922 г.

В армиях ген. Деникина и Врангеля офицеры георгиевских наград не получали, но в армии ген. Колчака были случаи награждения Георгиевским оружием.

Наряду со старыми наградами, появились и новые, носившиеся на георгиевской ленте. Так крест Партизанского отряда полк. Чернецова, установленный в 1918 г. приказом Донского Атамана, носился на георгиевской розетке. На георгиевской ленте носились и знаки 1-го Кубанского (Ледяного) похода и крест за Степной Поход. Кубанская Рада создала крест « За спасение Кубани » и медаль « За освобождение Кубани». Оба знака носились на соединенной ленте — георгиевской и национальной кубанской (зелено-малиновой).

Установленный адм. Колчаком в 1920 г. орден за «Великий Сибирский поход» всем участникам боев также давался на георгиевской ленте. На той же ленте был и крест « За храбрость» Атамана Семенова, по форме сильно напоминавший орден св. Георгия.

Конечно, во время гражданской войны и в последовавшие за ней долгие годы, всякое напоминание о прошлом России было для красных одиозно. Георгиевские цвета совершенно исчезли из советского обихода, но не изгладились в памяти народа.

Во время войны 1941-45 гг., когда Сталин признал необходимым возвращение к некоторым национальным символам, в СССР неожиданно воскресла лента ордена св. Георгия. Мы видим ее, правда, на красном фоне, при медали « За взятие Берлина » и, без всяких прибавлений, на медали « За победу над Германией». 8 ноября 1943 г. был основан «Орден Славы », статут которого почти идентичен статуту Георгиевского креста. Крест заменила, конечно, пятиконечная звезда и орден имеет только три степени : 3-яя степень — серебряная звезда, 2-я — серебряная звезда с золотым медальоном в центре, 1-ая — золотая звезда. Лента к ордену — георгиевская. Попутно было разрешено старым георгиевским кавалерам 1-ой Мировой войны носить заслуженные ими георгиевские кресты и медали.

Затем мы увидали на фуражках моряков сов. Черноморского флота георгиевские ленты… Видно, глубоко засела в русских душах привычка видеть в оранжево-черной ленте символ храбрости и славы — заканчивает свой очерк ген. Андоленко.

В. Богаевский

Оцените автора
Казачий Круг