Казачий круг-История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг-Независимый казачий информационный сайт. Основан в 2008 году. История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг - Новости

Казачий круг - Статьи

Казачий круг - Осторожно ряженые

Казачий круг - Георгиевские кавалеры

Казачий круг - Майдан

Казачий круг - Фотоальбомы- Галерея

 




























Сайты партнеров

Казачья гамазея
 Дикое поле
Шермиции



Вольная станица

 

 



 

 


 










 

История, традиции и культура казачьего народа.

 

Вы пользуетесь Яндекс? Мы стали ближе, добавьте виджет "Казачий круг", и будьте в курсе самых последних новостей.
 

Казачий круг. История, традиции и культура казачьего народа.

История, традиции и культура казачьего народа.

добавить на Яндекс




Из казачьего зарубежья.

Исторические эпохи казачества.

02.10.10 Автор: Профессор П. Маргушин  Источник: Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 64. Май-июнь 1966 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 1-2 


Исторический путь казачества не является обособленным от всего окружавшего мира всех веков и эпох, начиная с появления име­ни казака на исторической сцене и кончая нашей современностью. И как менялись со­бытия этих веков и эпох, так менялись и ис­торические эпохи казачества. Силой и ходом этих событий и исторических перемен, казачество на своем жизненном пути, конечно, отражало и отвечало непредотвратимым тре­бованиям в веках своего существования.

В древние века этого своего существования казаки были теми «богатырями» былинного народного эпоса, которые охраняли свои сте­пные просторы, а с ними и Русь, от басурман­ского «идолища поганого» и находились в постоянной борьбе с кочевниками южных степей. И недаром в русских народных были­нах Илья Муромец именуется «старым мате­рым казаком» (из 201 былины в 132-х из них) и даже богатырь Добрыня Никитич часто на­зывается «дончаком». В некоторых же были­нах Илья Муромец прямо называется «донским казаком».

Если бы даже это наименование Ильи Му­ромца казаком и не отвечало исторической достоверности, то, во всяком случае, оно го­ворило о сознании русского народа спасительной роли казачества той древней эпохи. А эта спасительная роль, конечно, в большой мере обеспечила формирование Московского царства и его конечное закрепление на своих исторических позициях.

Но, роль казачества, как охранителя юж­ных степей Руси от набегов диких орд кочевников, не ограничивалось только сторожевой службой: казаки были и защитниками веры православной, воюя за веру своих отцов и русских братьев еще в битве на Калке, на Куликовом поле, как и в последующие века борьбы с Речью Посполитой и Турцией. Мо­гущество этих противников казачьего право­славия было тогда в значительной степени ослаблено казачьей силой, а в борьбе с Поль­шей эпохи Смутного Времени этот казачий отпор «ляхам» кончился избранием москов­ского царя, предопределенным воинской си­лой атамана Межакова.

С этого времени началась новая эпоха ис­тории русского народа, а с ней через полвека и новая эпоха казачества: казаки, как дон­ские, так и запорожские, вошли в состав Московского государства. За ним последовали Яицкое, Терское и остальные казачьи Войска.

Это вхождение казачества в Московское госу­дарство, однако, не исключало его бытового уклада и самоуправления и своей вольнос­тью привлекало к себе не только симпатии закрепощенных масс русского крестьянства, но и пополняло свои ряды русскими людьми, не хотевшими быть «рваной ноздрей» крепостнического быта Руси, чем и воспользовался Степан Разин в своих призывах к освобож­дению от крепостнической зависимости. И только в 1723 году с упразднением Петром Вели­ким казачьей вольности, настает для казачества эпоха перехода его на положение воен­ного сословия, переведенного из Посольско­го Приказа с «зимовыми станицами» в «Воен­ную Коллегию», но с сохранением формы ка­зачьей, оружия и станичного самоуправле­ния. В 1835 году официально было установлено «Военное сословие» казаков, переименован­ное в 1875 году в «Казачье сословие».

С наступлением этой эпохи служения Рос­сийской Империи казачество не мыслило се­бя не только противником общеимперской идеи Русского государства, но и в зародыше не имело сепаратистских тенденций совре­менного толка. Если и была мечта о восстановлении выборного начала атаманской вла­сти, то она никаким образом не выявлялась в каких то «политических требованиях» рево­люционного порядка и брожения. И казаки всех Войск приняли участие в строительстве Империи, как на бранных полях, так и в го­сударственной жизни общей Родины. Исклю­чением были «некрасовцы», но они ушли в Турцию еще в 1709 году. Да и образование Каза­чьих Войск — Астраханского (1776 год), За­байкальского (1858 год), Амурского (1858 год), Уссурийского (1883 год), Семиреченского (1867 год) и Оренбургского (1736 год) — говорит о пол­ном слиянии жизни казачества с историчес­кой жизнью Российской империи, рубежи которой охраняли эти Войска.

Подвиги казаков в военной истории России известны каждому казаку, как известно и каждому русскому человеку блистательное участие казаков атамана Платова в окончательном разгроме наполеоновских полчищ. А когда император Павел I объявил Донскому Войску о походе на Индию, все ка­зачьи полки послушно двинулись в зимнюю стужу на восток. И во всех остальных вой­нах России казачьи Войска, как известно, покрыли славой не только свое оружие, но и оружие всей русской армии.

Что касается участия казачества в госу­дарственной жизни России ее имперской эпо­хи, то здесь страницы русской истории носят славные имена казаков во всех областях культурной жизни страны, начиная со штур­мана Челюскина (1776 год) и кончая участием казаков в художестве, литературе, государ­ственной деятельности, театре и во всех научных категориях.

Это участие казачества в строительстве Империи, ее величия, славы и могущества бы­ло оценено с одной стороны по достоинству всеми императорами, а с другой стороны вызвало вражду назревавших революционных кругов русского общества, наделившего каза­ков кличкой «нагаечников» и «царских оп­ричников». Подавление революционных вспышек казаками вызвало уже не вражду, а просто ненависть к казакам революцион­ной демократии. Верное присяге, казачество, в своей психологии вековой зашиты православия, видело в назревавшем атеизме рево­люционной интеллигенции борьбу с правос­лавным царством, олицетворявшемся в русском царе, и, не вдаваясь в оценку политичес­ких программ будущих революций (привед­ших к гибели и России и казачества), стояло на стороне Империи, как хранительницы православия, за которое казаки клали свои головы, начиная с Куликова поля, поднеся чудотворную икону Божьей Матери Донской великому князю Димитрию Донскому.

Вековой инстинкт и государственный ра­зум казачества привели его в 1917 году к той же борьбе за веру и быт казачий, которую каза­ки вели во все века своего исторического бытия.

Наконец наступил период той историчес­кой эпохи, который начался с гражданской войны. В психике казака укоренено сознание не уступать ни пяди той земли, на которой он родился, жил и трудился веками. Море крови пролили казаки за свой родимый край, превратив голые степи и пустыри прошлых веков в цветущие края. И борьба с большевизмом была продолжением боевой казачьей традиции охраны рубежей сначала Руси, а потом и России. И казаки знали, что земли казачьи были закреплены за ними русскими царями и императорами. С гибелью Российс­кой Империи погибало и самобытное казаче­ство.

Наступила новая эпоха ухода с Дона и пре­бывание в разных краях на чужбине. Но эта эпоха на чужбине принесла и новые понятия о той военной силе, которой гордилось казаче­ство во все века своего существования, — по­нятие воинской конницы исчезло в составе вооруженных сил всех великих держав. Ка­валерийские полки стали теперь моторизо­ванными частями современных армий. Кон­ница отошла в историческую вечность. Казак был конным воином. Теперь понятие конно­го воина не существует. И как будто на этом кончается историческое воинское бытие ка­зачества.

Но кроме воинского бытия у казаков было и осталось сознание незыблемости своего казачьего быта, уклада жизни, наполненного истинной, а не ложной демократичности, выкованной в вековом казачьем братстве, при котором казак — казаку всегда брат, какого бы он общественного или социального поло­жения ни был. Ведь казачество являлось феноменом русской истории, не зная рабства крепостной зависимости, не зная 300-летнего татарского ига, заковавшего психику осталь­ного русского народа во мгле тяжкого данни­ческого существования.

И теперь, в эту чужбинную эпоху своего существования, единственной целью казачества является сохранение своего свободолюбивого духа, своих казачьих традиций и своего его имени казака, уничтоженного в его родимом крае ненавистниками Казачества в лице советской власти.

Профессор П. Маргушин. США.




Разделы / Из казачьего зарубежья.

 Казачий круг - Комментарии к статьям




Казачий круг - форум
Обсудить статью на форуме

Сайты партнеров





Версия для печати
Яндекс цитирования

2008-2015 © Казачий Круг. Все права защищены.Разработка и поддержка Казачий Круг
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. При использовании материалов сайта-ссылка обязательна.
ОпросыГостеваяНаш дневникПоискКарта сайтаДоска объявленийFAQ - Вопрос-ответ



Работает на: Amiro CMS