Казачий круг-История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг-Независимый казачий информационный сайт. Основан в 2008 году. История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг - Новости

Казачий круг - Статьи

Казачий круг - Осторожно ряженые

Казачий круг - Георгиевские кавалеры

Казачий круг - Майдан

Казачий круг - Фотоальбомы- Галерея

 




























Сайты партнеров

Казачья гамазея
 Дикое поле
Шермиции



Вольная станица

 

 



 

 


 










 

История, традиции и культура казачьего народа.

 

Вы пользуетесь Яндекс? Мы стали ближе, добавьте виджет "Казачий круг", и будьте в курсе самых последних новостей.
 

Казачий круг. История, традиции и культура казачьего народа.

История, традиции и культура казачьего народа.

добавить на Яндекс




Из казачьего зарубежья.

К вопросу о происхождении казаков.

27.06.11 Автор: Проффессор М. Миллер  Источник: Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 63. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela DivisionLeclerc, 95 Montmorency, France. 


Старые казаки в эмиграции обычно пишут стихи или статьи и даже целые книги о казаках. Это обычно историки-любители и ка­заки-националисты. Основные положения, которые они выдвигают, заключаются в том, что казаки отдельный, особый от русских, народ и сформировались они тысячу, две или три тысячи лет тому назад, когда еще не существовало русского народа. Уже этот разнобой в определении времени сформирова­ния казаков указывает на всю необоснован­ность и фантастичность этих гипотез. Чаще всего в качестве предков казаков выдвига­ют касогов, живших на Кубани, с которыми воевал Тмутараканский князь Мстислав Владимирович («Иже зареза Редедю пред пълки касожскими»). Касогами в русских письменных памятниках 10-13 вв. назывались черкесы, которые, кроме некоторого созвучия в названии, ничего общего с каза­ками не имеют. Осетины и сейчас называют Кубанских черкесов «Косог». Об этом пишет даже такой казачий националист, как А. К. Ленивов: «Кассаки — кабардинцы и также сословие рабов у осетин». («Казачья Жизнь» № 140, октябрь 1964, стр. 27).

Казак — слово татарское и до нашествия татар его не было. До конца 14 ст. имеется уже высокоразвитая древнерусская литература: летописи, слова, поучения, письма, раз­ные писания, проповеди и т. д., но ни б одном из этих произведений не только не говорится о казаках, но и не упоминается самое слово «казак». Лишь в конце 14 ст. происходит разложение и распад Золотой Орды и сна­чала отдельные татары, а затем целые груп­пы идут наниматься к русским князьям, бо­ярам и просто зажиточным людям. Эти пер­вые казаки были просто служащими, рабо­чими и никакого отношения к военному де­лу не имели.

Впервые слово «казак» приводится в 1395 году: «А монастырские люди были Иван Кащеев да Олюша Филипов на службе монастырской казак. Каков казак придет вновь жити, а похочет в коея нашей волости жити и промышлять и У кого станет жити, и как придет доводчик в коею волости тому человеку казака доводчику объявити. А прил­нится тому человеку быть в Вирме не того ради дела у коего казаки вновь живут, и им являти приказчику самим да и пошлине дати. А который казак сойдет не объявлясь, и тот человек у коего он жил не объявит же и прикащику взяти на нем пошлина монастырская и своя. А каков казак; у коего человека сбежит без вести и того человека опросити приказшику крестному целованью того человека у коего он жил». (И. Г. А. Н. т. VI, 563).

В Никоновской летописи под 1534 г. сказано: «Приехал к Великому князю из Кры­му его казак Явчандыр Кожуков, а сказал Великому князю: царем на Крыме Саип Ги­рей! И. И. Срезневский. Материалы для сло­варя древнерусского языка

Интересно, что. «казачки», в смысле слу­жащих, работников, существовали в России в 19 ст. и упоминались у многих русских пи­сателей того времени. Они также не имели никакого отношения к военному делу и в этом случае сохранилось первоначальное значение слова «казак». В уставе Соловец­кого монастыря 1543 г. говорилось: «И ты у Амакоза десяти человек освободил нанятись казаками».

Однако уже с половины 15 ст. из казаков-служащих начинают формировать вооруженные отряды. Так, в Никоновской летописи под 1444 г. сказано: «И придоша из них (татар) мордва на ртах (лыжи. ММ) иако яге казаки рязанские тако же на ртах с сулицами, рогатинами, саблями с другой стороны». Упоминание о казаках в Москве — с 1468 г. Это были татары-мещеряки. Городецкими казаками назывались Касимовские татары. В Крымской орде казаки упоминаются с 1476 г., в Волжской с 1492 г., в Азовской с 1499 и Аккерманской (Буджакской) с 1515 г. С 1531 г. упоминаются казаки Северские, Украинские, и Севрюки. Также упоминаются каза­ки в Чернигове, Новгород-Северском, Стародубе, Путивле, Рыльске.

 В 1546 г. Воевода Путивльский доносил царю Ивану: «Ныне, Государь, казаков на поле много и черкасцев и, Киян и твоих государевых». (Историческое описание Земли войска Донского. Новоч., 1903).

Крымский хан Менгли-Гирей, воевавший в то время с Ши-Ахметом, в 1501 г. писал своему союзнику Ивану III: «Ты бы послал своих казаков его (Ши-Ахмета) улусы воевать».

 О времени сформирования собственно Донских казаков мы имеем совершенно определенные сведения. Так, в 1502 г. тот же В. Князь Иван III писал Рязанской княгине Агриппине, чтобы она казнила тех, «кто пойдет на Дон самодурью в молодечество».

А в 1549 г., при Иване IV, Донские казаки под начальством атамана Черкашенина участвовали в обороне Пскова и упоминаются в письмах Ивана Грозного. Таким образом, Донские казаки формируются на протяжении первой половины 16 ст. и в половине этого столетия выступают уже как сформировавшееся Войско Донское. Поэтому С. Сватиков совершенно прав, начиная историю Донских казаков именно с этой даты. (С. Сватиков «Россия и Дон», Прага, 1924).

Андрей каноник из Мехова в своем трактате «О двух Сарматиях», вышедшем вначале 17 ст., следующим образом отозвался о казаках: «Широко раскинулись степи Алании... иногда только пересекают их казаки, ищущие по своему обычаю кого поглотить. Ибо живут они грабежом, никому не под­властны и пробегают обширные степи, объединившись в шайки по 10, 20, 60 и т. д. человек».

Казаки-националисты также стараются доказать, что Донские казаки участвовали в битве на Куликовом поле в 1380 г. При этом обычно ссылаются на Донской монастырь и икону Донской Божьей Матери. Однако это также неверно.  Донская Божья Матерь получила свое название в память того, что Куликовская битва происходила на реке Непрядве «у Дона Великого», а Донской монастырь получил свое название в честь этой Божьей Матери. Эта икона была сооружена так же точно, как икона Казанской Божьей Матери была сооружена в честь взятия Казани. Великий князь Дмитрий Иванович так­же получил прозвание Донского, но никакого отношения к Донским казакам не имел. Кроме того, сохранились списки ополчений, приведенных князьями и боярами. Никаких казаков там нет. Донских казаков в то время вообще еще не было. Так в 1389 г. Новгородский Митрополит Пимен, ехавший в Константинополь, проплыл на судне весь Дон сверху до низу. На всем Дону еще не было поселений и не было людей, кроме изредка появлявшихся небольших групп татар, которые с ужасом смотрели на никогда не виданное ими судно, плывущее по воде. Лишь проезжая мимо развалин Саркела, Пимен отметил в своем описании путешествия: «Во вторник яге Тараклию (в других списках Серклию, ММ), город минухом плывуще, не град же убо, точию городище».

Все же попытки казаков-националистов отнести образование Донского войска ко времени тысячи, двух или трех тысяч лет до наших дней, представляют собою ничем не обоснованные гипотезы.

До сформирования казаков в половине 16 ст. можно говорить лишь о предшественниках казаков. Одни и те же природные усло­вия и аналогичная историческая обстановка создают и аналогичные социальные явле­ния. Так, предшественниками казаков можно считать алан, живших на Дону и ходивших походами в Армению, через ущелье в Кавказских горах, которое так и называлось Дар-эль Алан, т. е. Аланские ворота (Ныне Дарьял). Еще более близкими предшественниками казаков были Торки — «свои поганые» наших летописей. Они жили в укрепленных городках по южной границе Киевской державы и защищали ее от половцев. Некоторые исследователи считают предшественниками казаков также бродников. Однако все это были еще не казаки.

В чем же слава казачья?

Всех этих сарматов, алан, торков и бродников можно рассматривать как историческую конвергенцию, как предшественников казаков, но ни в какой генетической связи эти древние племена с казаками не находились.

 

Проф. М. Миллер

Мюнхен.



Разделы / Из казачьего зарубежья.

 Казачий круг - Комментарии к статьям




Казачий круг - форум
Обсудить статью на форуме

Сайты партнеров





Версия для печати
Яндекс цитирования

2008-2015 © Казачий Круг. Все права защищены.Разработка и поддержка Казачий Круг
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. При использовании материалов сайта-ссылка обязательна.
ОпросыГостеваяНаш дневникПоискКарта сайтаДоска объявленийFAQ - Вопрос-ответ



Работает на: Amiro CMS