Казаки Некрасовцы.
04.10.10
О КАЗАКАХ-НЕКРАСОВЦАХ.
«Казаки,
названные Некрасовцы по Игнатию Некрасову, российские урожденцы, жили над
рекой Кубань. Но когда покойная Российская царица Екатерина начала нас к своей
вере принуждать, то наш полководец Игнат Некрасов не согласился на то. Она
издала приказ разгромить нас. Но наши старшины сказали: вот вам, россияне,
владейте нашим имением! Пусть вам Бог отмщает, что вы нас силою грабите. Мы
пошли прямо в азиатскую сторону к черкесам и поселились на Хатибии: черкесы
закона не знают, а милости нам более оказали, нежели Россия,
называющаяся христианская!
Потом
Россия начала и там нас раззорять: тогда мы опять вынуждены были переселиться
в Турцию, Анатолию возле Самсона, в округ Шаршанба называемый, за султана
Магомета, и он нас принял с великою честию и даровал нам права и свободы и
нашему духовенству полное право по нашей религии. Но когда мы там поселились,
ветер там сильно тлетворный свирепствовал, наши старшие все вымерли и редко кто
остался в живых: мы последние вынуждены были переселиться на Дунавец к Дунаю.
Россия в 1809 году нас раззорила — и так мы всю жизнь свою горько провождаем.
Но
только мы надеемся на Бога. Хотя был Петр великий гонитель и Павел Петрович, но
не было таковых мучителей, яко пророк вопиет: «Изскочи яко лев из Вассана на
всю вселенную» и кольми паче на нашу православную христианскую веру: сей
мучитель подобен антихристу — первый наскочил в 1834 году. Саратовской
губернии Иргизские монастыри все вконец раззорил. Которые мужественно за
Церковь стояли он приказал своей армии лошадьми их давить и многие на миру
смерть получили а бедных иноков старых лет, которые по девяносто лет жили,
только Богу молились, всех сослал в закавказские провинции.
Потом
бросился на дремучие леса, на Керженцы и там были скиты лет по триста и никто
их не трогал а безбожный Николай все раззорил и разогнал всех без известия.
А
потом бросился в Стародубские пределы Черниговской, Могилевской губернии, там
все монастыри были возле Гомли в имениях князя Чарторижскаго. Окаянный Николай
не боялся суда Божьего и не устрашился часе, смертного, все раззорил: наконец
выслал на разорение генерала Алябьева и он всю святыню ограбил что было собрано
лет в восемьдесят а иноков всех разогнал; прочие в Турцию к нам пришли.
Много
Николай крови нашей казацкой пролил, твердых людей которые закон держали
разослал по Сибири и крепостям, разлучил навеки от жен и детей. В Стародубщине,
в селении Добрянка, был купец Полянской прозываемой, у коего покойный царь
Александр на квартире становился. Николай когда проезжал также у него на
квартире становился. Старику было от роду лет восемдесят: приехал к нему
Николай на квартиру и сказал ему грозно: «Я приехал к тебе о вере поговорить:
или веру принять или в Сибирь сослать!» Старик к свету и жизнь свою окончил.Николай
поутру сказал: «Так ему и надо было!»
Московского
первого вставщика и купца Федора Васильевича Жигарева в десятом часу дня
схватили, в темную коляску и посадили в Петропавловскую крепость, и там сидел
он семь лет и жизнь свою окончил.
Геронтий,
Белокриницкаго монастыря Архимандрит и ученик его Дионисий ездили в Москву для
покупки: и он, Николай, приказал из взять и посадить в Петропавловскую
крепость и там они сем лет сидели, а потом приказал взять их оттуда,
Архимандрита Ге-ронтия посадить в Санкт-Петербургскую крепость а ученика его
Дионисия отвезти в Костромскую губернию Спасскую пустыню, в Никольский
монастырь, от Костромы сто сорок верст; до сих пор сидят.
А
в Киевской губернии, в Богославском уезде взяли епископа Конона и посадили его
Владимирской губернии в Суздальской крепости Спасо-Ефремовском монастыре; уже
шестой год сидит без всякой причины.
А
еще Бессарабской области Кишиневской губернии из города Измайлова взял и он там
высидел четыре года, и начальство взяло от купца Беляева, и посадил его в
Петропавловской крепости, с него двадцать тысяч рублей серебром; а причина вот
какая: его приятель Гончаров ему партикулярное письмо прислал из-за границы,
только написан один поклон. А когда российские войска вступили в 1854 году в
турецкие пределы в город Туль-чу, тогда там было наших двое: архиепископ
Аркадий и епископ Олимпий и священник Феодор, и он приказал генералу Ушакову
тот час их взять и в темную коляску посадить и отправить во Владимирскую
губернию, в Суздальскую крепость, в Спасо-Ефимьевский монастырь, уже восьмой
год сидят; Олимпий уже там помер, архиепископ и священник еще живы.
Смотри
Европа — что Россия делает, своих подданных своей крови заставила страдать по
азиатским сторонам: но нам хотя и горько проживать в Азии, однако ж мы имеем
свои селения, имеем своих жен и детей; хотя и горько нам, что удалены мы сто
пятьдесят лет от своего Отечества: но не такое имеем горе, как бедные поляки,
что не имеют своего пристанища, растеклись по всему шару земному.
Умилосердуйся
Европа и взмилуйся на нас Некрасовцев и спроси Россию, чтобы она показала
причину что мы ей противного сделали? Пусть подаст объяснение. Несколько было
царей на свете идолопоклоннических, Диоклетианы и Траяны и Максимилияны и Юлианы-Отступкики и Константины-Копронимы,
но не было таких, как Николай Российской. Теперь ты нас, Николай, великую
честь заслужил: люди и ныне живут, а тебя поминают и мертвого тебя проклинают.
И когда Николай на престол на царство садился, и тогда его престол кровию гвардейскою
облился, и господ повешал: ныне их вся вселенная узнала, и за мучеников их
почитает, и память им творят, и Бога молят, а Николая помнят и душу его вечно
проклинают.
Сочинил
Некрасовец Казак в Турции жительствующий 1 декабря 1861 года».
Работа
Кельсиевых в Турции в общем продолжалась недолго. Жили они в очень тяжелых
материальных условиях, буквально бедствовали, и младший брат Иван скоро умер.
Василий же вернулся в Европу, и таким образом их небольшая община прекратила
свое существование.
В
декабре 1866 года в Варшаве был расстрелян за участие в польском восстании казак
войска Донского, из дворян, некто Митрофан Подхалюзин. Нет оснований утверждать,
что он находился в связи с заграничными революционными русскими группами.
Скорее всего он принадлежал к той части русского офицерства в Польше, которым
была не по сердцу роль усмирителей и карателей. Представители этого
офицерства неоднократно выступали тогда в журнале «Колокол» с заявлениями
протеста и негодования против правительственной политики. В эти же годы,
продолжалась политика преследования старообрядцев, почти повсеместного, в
особенности же в Уральском казачьем Войске. Достаточно было одной бороды,
чтобы заподозрить человека в принадлежности к старообрядчеству. Само собой
разумеется, я говорю здесь не о стариках, проживавших в станицах, а о тех
казаках, которые шли отбывать службу. Воинский устав того времени запрещал
ношение бород на службе, и за это не преследовали только на кавказской линейной
службе. Привожу любопытное сообщение с Дона: «В 1857 году Наказной Атаман
Войска Донского испрашивал разрешения Военного Министра, чтобы ему было предоставлено,
по сношению с кавказским начальником, НЕСОГЛАСИВШИХСЯ БРИТЬ БОРОДУ НА СЛУЖБЕ
— переводить с их семействами в Кавказское линейное Войско, где бороды
дозволяются, и о таковых доносить Военному Министерству. Переводимым ни от
казны ни от Войска пособия не давать, а только предоставить двухгодичную льготу,
как переселенцу. По Всеподданнейшему о сем докладу, Его Величество, в третий
день августа 1857 года изволил вполне одобрить предположение генерал-адъютанта
Хомуто-ва. и повелел исполнить».
Ранее
мы упомянули о гонениях на Урале. Посмотрим, что же делалось там, согласно сообщениям
с мест, посылаемым в журнал. В № 1 «Общего Веча» от 15 июля 1862 года читаем
следующее:
«Уральское
дело» — «В начале 1859 года, когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли
Единоверие и когда Синоду было доложено, будто этого хочет и все Уральское
Казачье Войско, Синод велел обратить особенное внимание на старообрядческих
попов, учителей и уставщиков. Обер-прокурор, по соглашению с членами Синода,
полагая необходимейшей мерой для разрушения всех замыслов означенных ВРЕДНЫХ
людей немедленное удаление их БЕЗ ОГЛАСКИ из Края, обращался к Военному
Министру с просьбой об испрошении Высочайшего разрешения на то, чтобы по
особому личному к генерал-адъютанту Катенину и генерал-майору Столыпину
доверию Его Величества, впредь до особого повеления и в виде особого
исключения, даровано было им ПРАВО — людей, препятствующих им в уничтожении
раскола, несмотря на чин и звание, хотя бы то были люди Войскового сословия —
НЕМЕДЛЕННО ВЫСЫЛАТЬ: Столыпину из Войска в Оренбург, а Катенину — из Оренбурга
в отдаленные губернии, по своему усмотрению. На это Император Александр наложил
резолюцию собственноручно: «Согласен, но единственно по делам о расколе».
Мы
слышали, что это зверское повеление Государя исполнялось, но, к сожалению, не
знаем подробностей, которые очень хорошо было бы напечатать для общего
сведения. Дело в том, что казаки просили свободы Старообрядчеству. Вместо
этого им дали Единоверие, причем Наследник, для возбуждения их усердия, послал
им какой-то старинный образ. КАЗАКИ НЕ ПОДДАЛИСЬ. Единоверия не приняли, и
теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург, а на Урал послан
Иосиф Железнов — что-то он сделает?
МУДРЕНО
ТОЛЬКО, ЧТОБЫ КАЗАКИ СДАЛИСЬ: ЭТО НЕ МУЖИКИ, КОТОРЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИВЫКЛО
ПОМЫКАТЬ КАК УГОДНО».
Очевидно,
характер и объем гонений на старообрядцев в этот период зависели не столько от
общей установки и решения Священного Синода, сколько от добросовестности
местных властей, т. е. Наказных атаманов и их помощников. Из приведенного выше
документа явствует, что Священный Синод вынес решение только после того, как
«Синоду было доложено, будто этого хочет и все Уральское Казачье Войско».
Очевидно, начальство перестаралось. В областях же, стоявших под начальством более
разумных и веротерпимых начальников, дело обстояло иначе. Так в области,
которой управлял прославленный герой, генерал-лейтенант Яков Петрович
Бакланов, преследований не было. Сохранился любопытный документ того времени,
подписанный самим Баклановым, который я приведу здесь целиком:
«УПРАВЛЕНИЕ
ВОЕННОГО НАЧАЛЬНИКА АВГУСТОВСКОГО ОТДЕЛА Октября 17 дня 1863. № 4228/63. г. С у
в а л к и. Свидетельство Сим удостоверяю с приложением казенной печати, что
поселенным в Августовской губернии и того же уезда старообрядцам разрешено
мной восстановить, перестроивать и поправлять разрушенные молитвенные домы их
во всех деревнях.
Вследствие
сего предписывается всем военным и гражданским начальствам не чинить им в том
препятствий.
Военный
начальник, Генерал-лейтенант Бакланов И.
д. Помощника, Штабс-капитан Жеванов».
А
в примечании я нашел указание на то, что документ этот был подписан именно известным
нам героем Яковом Петровичем Баклановым, бывшим в то время генерал-губернатором
Августовской губернии.
Н.
Воробьев. Пебл Бич, Калифорния.
(Орган общеказачьей мысли журнал
«Родимый край» № 67. Ноябрь-декабрь 1966
года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av. de la Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 13-16).
Разделы / Из казачьего зарубежья.
|