Казачий круг-История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг-Независимый казачий информационный сайт. Основан в 2008 году. История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг - Новости

Казачий круг - Статьи

Казачий круг - Осторожно ряженые

Казачий круг - Георгиевские кавалеры

Казачий круг - Майдан

Казачий круг - Фотоальбомы- Галерея

 




























Сайты партнеров

Казачья гамазея
 Дикое поле
Шермиции



Вольная станица

 

 



 

 


 










 

История, традиции и культура казачьего народа.

 

Вы пользуетесь Яндекс? Мы стали ближе, добавьте виджет "Казачий круг", и будьте в курсе самых последних новостей.
 

Казачий круг. История, традиции и культура казачьего народа.

История, традиции и культура казачьего народа.

добавить на Яндекс




Из казачьего зарубежья.

Наше имя.

28.06.11 Автор: Г. Губарев  Источник: Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 66. Сентябрь-октябрь 1966 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela DivisionLeclerc, 95 Montmorency, France. Страницы 7,8,9. 

В статье «К вопросу о происхождении Ка­заков» («Родимый Край» № 63) проф. М. А. Миллер пробует разрешить вопрос о корнях нашей народности совсем упрощенным спо­собом: просто приводит десяток выдержек из различных русских источников, в желанной ему интерпретации, и категорически решает: «Казак — слово татарское и до нашествия татар его не было».
Так утверждает ученый, который серьезно историей Казаков не занимался, никакой си­стемы по этому вопросу не создал, но очевид­но желает авторитетом своего имени подкре­пить старую русско-украинскую версию о беглых холопах.

А вот слова более объективного историка М. Н. Карамзина, писавшего за полтора века до наших дней и имевшего в своем распоря­жении все государственные архивы и мно­жество частных. «Заметим, — пишет он, — что летописи времен Василия Темного в 1444 году упоминают о Казаках Рязанских, осо­бенном легком войске, славном в новейшие времена. И так Козаки были не в одной Ук­раине, где имя их сделалось известно Исто­рии около 1517 года, но, вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и при­надлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Казаков. Торки и Берендеи назывались Чер­касами: Козаки также».
При этом стоит заметить, что для казачьей истории имя «Черкасы» служит золотым мо­стиком между Черными Клобуками и Каза­ками- В Московском летописном своде конца XV века (ПСРЛ. т. 25, 1949 г., стр. 54) зна­чится: «Все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы». Т. е. «Черные Клобуки, которые теперь называются Черкасами». В актах и на некоторых картах Черкасами называют во­обще всех Казаков и Днепровских и Донских,
подчеркивая таким образом их кровное род­ство и общность происхождения из земли Черкасии.
Посмотрим, как решает тот вопрос другой исследователь казачьей древности, генерал А. И. Ригельман. Пользуясь местными архи­вами и забытыми теперь преданиями, два ве­ка тому назад он написал две книги: «Лето­писное повествование о Малой России» и «Историю или повестЕование о Донских Ка­заках». В обоих случаях речь идет почти ис­ключительно о Казаках и таким образом со­здается первоначальная система нашей исто­рии. «Начало Казаков, — говорит он, — про­исходит со времени 948 года от славного побе­дителя татар — Касака. И по имени его про-именовалось воинство его Казаками, о чем и Синопсис Киевский пишет, что, победивши Татар, Казаки жительствовать остались меж­ду реками Доном и Днепром».

Мнение этих двух русских историков в корне расходятся с утверждением проф. Мил­лера. Не соглашаются с ним и некоторые исторические памятники.

В нынешней своей форме наше имя появи­лось впервые в русских летописях только в 1444 г. и применительно не к Дону, а к Ряза­ни. До этого времени Русские, вообще, мало знали о Казаках и часто искажали их имя. Например, Вологодско-Пермская и Никано-ровская летописи под годом 1023 исказили его в « Казяхъ»: Поиде Мстислав с Козары и с Казягъ на великого князя Ярослава». В том, что у Мстислава Храброго в дружине оказа­лись Казаки-Казягъ ничего неожиданного нет. Ведь Земля Касак тоже гошла в состав его державы. Она указана в персидской ге­ографии 982 года (Гудуд ал Алэм, §4 у юж­ного берега Азовского моря. Там же помеща­ет ее несколько раньше Араб Масуди (Тан-бий, 184), который отличает ее от горских на­родов «Кэшзк».
Еще раньше слово «Касак» встречается в надписях, высеченных на камнях Танаиды в пристианскую эпоху (У-Л/1 вв.). Эти надпи­си собраны и изучены В. В. Латышевым и вспоминаются В. Ф. Миллером в его книге «Язык Осетин». Встречается там и имя «Ка-саг», которое обычно отдают в исключитель­ную собственность Кабардинцев, но которое, так лее как и «Черкасы», безусловно относи­лось ко всем жителям степной и предгорной части Сев. Кавказа.

На Сев.-вост. Кавказе летописи знают лишь Ясов, Обезов и Касогов (Касагов, Косогов). ЯСЫ — это ряд племен из прежнего полити­ческого коплекса Алании: Готиталаны, Асы, Азманы, Осетины-Эсседоны, Аорсы; ОБЕЗЫ — Абхазы, Адыгейцы, Убыхи; КАСАГИ — Кабардинцы и Черкасы Пятигорские, о кото­рых в 1527 г. писал австрийский посол Сигиз-мунд Герберштейн: «Они христиане, но ни от кого не зависят, живут по своим законам, исповедывают веру греческую, а богослуже­ния выполняют на славянском языке, кото­рым и пользуются главным образом в жиз­ни».
Кабарду и Пятигорье теперь еще Осетины именуют словом Казах, так же, как импера­тор Константин Багрянородный в своем тра­ктате «Об управлении империей» называл их в 948 г. Самих Кабардинцев Осетины называ­ют не Косог, как думает проф. Миллер и не Кассак, а Касгон (Касгон-Кабардинцы, во мнении Осетин, первые джентельмены и за­конодатели кавказских мод, а не сословие рабов!).

Перед татарским нашествием слово «Ка­зак» знали и Куманы-Половцы. Оно вошло в словарь «Кодекс Куманикус», составленный итальянцами в XIII веке.
Из всех этих кратких и неполных указаний отчетливо следует, что слово «Казак» в его различных транскрипциях было хорошо из­вестно на Дону и Сев. Кавказе задолго до при­хода Татар. По археологическим же данным оно, как имя, принадлежало тому турано-славянскому сплаву, который там образовал­ся в древние времена из Удзов, Торков, Кав­казских и Подонских Славян — Брсдников (Брадасов — персидской географии), всех тех племен и народов, из которых вышли наши предки в результате естественных процессов метисации-смешивания при тесном сожитель­стве.

В статье проф. Миллера странное впеча­тление производит выдержка из акта, будто бы, 1395 г. Источник, очевидно, указан оши­бочно. Она скорее взята из разных мест «Уставной грамоты отчины Соловецкого мона­стыря 1548 г » Там встречаются в точности та­кие же фразы. Но речь здесь идет о Казаках-промышленниках, а не о каких либо рабочих или слугах. В некоторых случаях Уставная грамота 1564 г. предоставляла местным Каза­кам преимущества по сравнению с другими жителями. Слова «И ты у Амакоза десяти че­ловек освободил нанятись Казаками», оче­видно, тоже взята из какого то другого акта, потому что Уставные грамоты к отдельным лицам не обращались. И здесь источник ука­зан неправильно. В отчине Соловецкого мо­настыря было много Казаков. Некоторые из них занимались лесными промыслами, охо­той, рыболовством, скотоводством. Может быть, иные и находились в услужении, но по­чему «и в этом случае сохранилось первона­чальное значение слова «казак»? Будто бы, первоначальное значение слова — подневоль­ный слуга, а не свободный воин.

Если наш генерал, попав в эмиграцию, на­чинал работать в шахтах или служил в Пари­же шофером, станет ли он и в этом случае вы­разителем первоначального значения слова «казак»? Странное заключение! Известно, что на Руси «немцами» называли всех иностран­цев, солдат и чиновных наемников приходив­ших «на легкие хлеба». Молена ли из этого факта выводить первоначальное значение слова «немец»?

Участие Казаков в Куликовской битве не придумали Казаки-националисты. Тот же А. И. Ригельман (Повествование о Донских Ка­заках») утверждает, что об этом говорилось в краткой Московской летописи- С другой сто­роны — вкладные книги Донского монастыря и часовни на Лубянке тоже достаточно авто­ритетные источники.

Что можно теперь сделать, если все эти русские памятники время от времени пере­сматривались, сокращались, переделывались соответственно политическим понятиям рья­ных архивариусов. Взять хоть бы такой слу­чай: Ген. Болтин, писавший в XVIII веке, со­общает: «В 1282 г. Баскак татарский Курско­го княжения, призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими слободы под именем Казаков». Ведь сам этого Болтин не выду­мал! Но по какой то причине листки, относя­щиеся к 1282 г. в основной русской Лав-рентьевской летописи бесследно исчезли и мы потеряли возможность называть эту дату го­дом первого упоминания на Руси нашего име­ни.

В приведенном выше намеке на первона­чальное унизительное значение слова «казак» и в заключительном восклицании проф. Миллера: «В чем же слава казачья?» можно видеть сомнение автора в праве Казаков  гордиться своим именем и своим прошлым.

Г. Губарев С.Ш.А.

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 66. Сентябрь-октябрь 1966 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela DivisionLeclerc, 95 Montmorency, France. Страницы 7,8,9.).



Разделы / Из казачьего зарубежья.

 Казачий круг - Комментарии к статьям




Казачий круг - форум
Обсудить статью на форуме

Сайты партнеров





Версия для печати
Яндекс цитирования

2008-2015 © Казачий Круг. Все права защищены.Разработка и поддержка Казачий Круг
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. При использовании материалов сайта-ссылка обязательна.
ОпросыГостеваяНаш дневникПоискКарта сайтаДоска объявленийFAQ - Вопрос-ответ



Работает на: Amiro CMS