Казачий круг-История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг-Независимый казачий информационный сайт. Основан в 2008 году. История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг - Новости

Казачий круг - Статьи

Казачий круг - Осторожно ряженые

Казачий круг - Георгиевские кавалеры

Казачий круг - Майдан

Казачий круг - Фотоальбомы- Галерея

 




























Сайты партнеров

Казачья гамазея
 Дикое поле
Шермиции



Вольная станица

 

 



 

 


 










 

История, традиции и культура казачьего народа.

 

Вы пользуетесь Яндекс? Мы стали ближе, добавьте виджет "Казачий круг", и будьте в курсе самых последних новостей.
 

Казачий круг. История, традиции и культура казачьего народа.

История, традиции и культура казачьего народа.

добавить на Яндекс




Из казачьего зарубежья.

О дальнейшем пути казачества.

07.11.10

О дальнейшем пути казачества.

/ В порядке дискусии. Ред./

Революционные и военные ураганы 20-го столетия сильно обломали крону многове­кового Казачьего Дуба, а коммунистические суховеи за три с половиной десятилетия иссушили под ним почву. Но все эти невзго­ды не сломали и не убили жизненной силы этого Степного Великана, а только сильно ослабили его.

Минет эпоха коммунистического лихолетия, и только получив живительные соки от своей природной почвы, многовековой Казачий Дуб вновь оживится, оденется в листву и зашумит, как шумел он встарину.

Все те невзгоды, которые обрушились на казачество настоль­ко подорвали его "физически и духовно, что породили в нем нескры­ваемую тревогу за его дальнейшую судьбу. Это - быть или не быть казачеству в будущем.

Хотя объем журнальной статьи не позволяет в должной мере осветить даже основные моменты этой темы, но жизненная необходи­мость обсуждения этого жизненно важного для казачества вопроса настолько велика, что ставить и обсуждать его на страницах ка­зачьей печати - крайне необходимо, даже если приходится прибегать к значительной схематичности в изложении мысли...

Можно сказать, что вполне оформившихся на сегодня направле­ний казачьей общественной мысли по вопросу о дальнейшем пути казачества - три .

Первый - это сохранение казачества в тех формах, которые оно приняло после падения Российской Монархии в 1917 году, и ко­торые казачество в то время отразило и оформило в своем мест­ном законодательстве, другими словами, общественная мысль этого направления считает, что казачество следует оставить на том пу­ти и на тех же социальных и духовных основах, на которых оно когда-то зародилось, развивалось и с которыми оно прошло весь свой исторический путь, где принцип свободы, равенства и братства сочетается с твердой внутренней законностью и дис­циплиной.

Второе направление - это сохранение казачества в форме служилого сословия при центральной "российской власти", другими словами, казачество в дальнейшем должно идти по тому пути, по которому оно шло начиная с Петровских времен и кончая царст­вованием Императора Николая Второго. При чем, дабы не исчезну­ть с лица земли, казачество по этому пути, на сей раз, должна идти добровольно...

Третье направление - казачество отныне должно заявить: что оно является совершенно отдельной национальностью, и что свое настоящее и будущее казачество должно строить исключительно на основе национальной суверенности. Сторонники этого направления казачьей общественной мысли считают, что только переход на строго национальный принцип спасет казачество от его рас­пыления и гибели.

Попытаемся вкратце рассмотреть идеологические, духовные и организационные стороны каждого из этих направлений. Направление первое:

Признавая, что первыми родоначальными племенами современного казачества были давно исчезнувшие народности - скифы, сарматы, хазары и другие, населяшие в отдаленные времена Юго-Восточную степную полосу современной Европы, нужно при­знать, что в основу формирования казачьей народности был поло­жен не национальный принцип, а сочетание принципов социально­го и духовного. Казачество с незапамятных времен и до наших дней черпало свои силы из разноплеменных и разнонациональных народов, принимая в свои ряды людей, проникнутых, духом социаль­ной справедливости, твердой законности и человеческой вольнос­ти. Даже такой сильный фактор, как религиозное вероисповедание не могло стать решающим фактором в формировании казачьей на­родности. История говорит за то, что, несмотря на преобладание в казачестве православного христианского вероисповедания, в среде казачества всегда были и иноверцы. Сто положение нашло свое отражение и в казачьем законодательстве в 1910 году. Ту же картину представляло казачество на протяжении всей сво­ей истории и со стороны своего национального состава.

Так как казачеству свою волю, свободу и кров постоянно при­ходилось охранять духовной и физической силой и военной дис­циплиной, то в нем жизненно выковывались люди именно особого духовного склада и физической выносливости, что на протяжении столетий и придало казачеству, как отдельно сформировавшейся народности Юго-Восточной Европы, рыцарско-орденскую сущность. До 16-го столетия эта казачья народность представляла собой исключительно воинскую народность, у которой военные походы являлись главным занятием, а военная добыча составляла основ­ной источник существования. По мере изменения политического и экономического уровня народов, в окружении которых жило каза­чество, изменялась экономическая и политическая сторона и в жизни казачества, приобретая всё более совершенные формы. Экономическая зависимость, общность языка и религии и приток в казачество русских и других славянских людей, сблизило каза­чество с Московским государством, которое применив воинскую

сиду, в конце концов, включило казачество в свою государст­венную орбиту и поставило его, как воинскую силу, на службу государству Российскому.

В 1917 году Российская монархия пала и ответом на это было - ВОССТАНОВЛЕНИЕ В КАЗАЧЕСТВЕ ВСЕГО, ЧТО КАЗАЧЕСТВОМ БЫЛО УТРАЧЕНО ЗА 200 ЛЕТ ЕГО ПРИНУДИТЕЛЬНО-ПОДЧИНЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ:

Об этом ярко, свидетельствуют все постановления и решения казачьих войсковых Кругов и Рад и официальные казачьи полити­ческие деклараций того времени. Это было последнее организован­но высказанное казачеством слово, - КЕМ КАЗАЧЕСТВО ЖЕЛАЕТ БЫТЬ И ПО КАКОМУ ИСТОРИЧЕСКОМУ ПУТИ ОНО НАМЕРЕНО ИДТИ.

Этот намеченный казачеством в 1918-1919 годах путь является для значительной части казачества и на сегодня желанным и вер­ным путем к спасению и возрождению казачества. Казачество это­го направления общественной мысли не признает себя служилым во­инским сословием Российской Империи, или личным войском россий­ского Императора. Не считает себя эта часть казачества и отдель­ной национальностью в тесном смысле этого слова. В понятии это­го течения казачьей общественной мысли, казак - это вольный человек с ярко выраженной психологией вольного, независимого, во­инственного, гостеприимного, волевого и любящего порядок и дисциплину человека. На этих природно-исторических для казачества основах казачество должно оставаться и впредь и в этом черпать силы для продления своего прежнего исторического пути.

Направление второе:

У последователей этого направления казачьей мысли историчес­кое прошлое казачества толкуется довольно пестро. Одни вообще отрицают за казачеством наличия в прошлом; каких-то далеких народов-предков и считают, что казачество зародилось и создалось от разного рода беглого московского люда и является результа­том чисто русского социально-исторического явления. Другие при­знают, что хотя основоположенниками казачества в далеком прошлом и могли быть какие-нибудь народности, но что в современном виде казачество есть явление чисто русское, национальное. Некоторые вообще игнорируют всякий интерес к прошлому казачества и готовы считать началом его истории чуть ли не Петровское время. Что касается вопроса будущего, для казачества, то это направление одно­родно для дальнейшее казачества - продолжение пути, по которому оно направлялось российскими монархами последние два столетия, то-есть путь военно-служилого сословия.

Особенности этого направления казачьей мысли: казачество пе­рестает быть тем самобытным народом, каким оно зародилось и было до I6-гo века включительно и по своей воле скатывается до положения служилого сословия и платных слуг, выполняющих указания верховной власти. Идею сохранения казачества в форме служилого сословия государства Российского можно было бы еще признать, с чисто государственно-патриотической точки зрения, если бы, эта идея ее последователями, не связывалась с обязательным условием реставрации в России монархической формы правления. Для казаче­ства никогда не являлось условием его существования наличие или отсутствие в Москве монарха, хотя в прошлом оно оказало ре­шающее влияние на избрание монарха. Строить же планы о будущем казачества в надежде появления нового Межакова - более чем несерьезно.

Направление, третье:

Оно является наиболее молодым и возникло оно в эмиграции. Сторонники этой национальной идеи, считают, что только нацио­нальная обособленность способна спасти казачество от оконча­тельного раздробления и табели. Оправдание этой идеи может быть только на трех основаниях:

A. Казаки, независимо от их происхождения, есть люди од­ной национальности.

Б. Национальная основа казачества не расколет его внутри и не внесет в его ряды дух национального антагонизма.

B. Национально-государственная суверенность казачества не обострит, а, наоборот, смягчит, взаимоотношения между казачеством и его территориальными соседями.

Но у меня лично нет доказательства, что казаки-русские, осети­ны, калмыки и т.д. - люди одной национальности. Нет у меня до­казательства и того, что узко-национальные основы казачества не вызовут раскола на национальной почве в его собственных рядах и тем самым еще больше не ослабят казачество, на этот раз, изнутри.

Прошлое казачества никак не дает доказательства узко-наци­ональной доктрины казачества.

Какой с внешне-политической стороны положительный эффект от провозглашения казачества самостоятельной национальностью? Одного в понятии Западного мира установится некоторая общность в понятии казака. Но, эта общность будет еще дальше от истины, чем теперь. Казаки предстанут в понятии не только любого иностранца, но в понимании многих русских, украинцев и др. народов в виде небольшой внутрироссийской национальности вроде мордвы, черемиссов и др. подобных народностей. В таком случае вряд-ли у казачества будет иная перспектива, чем у лю­бой рядовой, малочисленной национальности, как внутри крупного государства, так и вне такового. Если провозглашение себя са­мостоятельной национальностью для казачества может иметь внешне показной эффект, то, с точки, зрения жизненной силы, казаче­ство этим актом обрекло бы себя на участь малочисленной на­циональности. Поэтому, объявив себя особой национальностью, казачество тем самым обрубит себе те корни, на которые столе­тиями опирался Могучий Казачий Дуб и через которые он впиты­вал в себя живительные соки из окружавшей его среды.

Ныне казачество, имея в своей среде представителей почти всех основных народов России и не закрывая пути вступления в свои ряды дальнейших представителей этих народов, тем самым давало повод им относиться к казачеству, как к родственному себе народу, чего нельзя ожидать при указанных выше условиях и на смену всему этому всплывет межнациональный антагонизм. Не малое место в идеологии казаков самостийников занимает вопрос о казачьей территориальной суверенности. Они говорят, что только через объявление себя особой национальностью ка­зачество сможет отстоять свою самостоятельность вплоть до государственной независимости. Самостийники убеждены, что современная национальная пестрота казачества - русские, украинцы, калмыки, осетины и т.д. делает его каким-то космополитическим сообществом, неспособным к защите своей казачьей суверенности.

Что по этому поводу говорят факты? Разнонациональный состав казачества в прошлом не мешал ему успешно отстаивать свою не­зависимость до начала 17-го столетия, когда только подчинясь силе, начало постепенно ее терять.

С падением Монархии в феврале 1917 года, большинство каза­чьих Войск сразу не объявило о своей автономии на основе феде­ративных отношений к российской государственности, а когда центральная власть в России попала в руки Ленина, те же самые "космополиты-казаки" приняли решение о провозглашении казачь­их областей суверенными государственными "образованиями" и мож­но не сомневаться, - по падении в России коммунистической ти­рании, в вопросе об отношении к новой власти казаки за крите­рий в решении этого вопроса будут брать не свой "космополитизм", а смотреть, что будет представлять из себя новая власть и но­вое государство.

В заключении следует сказать, что и стоя на различных точках зрения о дальнейших путях казачества, казаки не должны рассматривать друг друга как каких-то внутренних врагов. Казаки имеют достаточно печатных органов, чтобы с успехом вести обсуждение любых проблем.

Только в дружеском, безпристрастном и всестороннем обсужде­нии и изучении любого вопроса может быть найдена полезная казачеству истина.

Канада. Ч. Долгов.

(Бюллетень Донского Войскового Объединения «Родимый край» Апрель 1955 года. Страницы 24-28).



Разделы / Из казачьего зарубежья.

 Казачий круг - Комментарии к статьям




Казачий круг - форум
Обсудить статью на форуме

Сайты партнеров





Версия для печати
Яндекс цитирования

2008-2015 © Казачий Круг. Все права защищены.Разработка и поддержка Казачий Круг
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. При использовании материалов сайта-ссылка обязательна.
ОпросыГостеваяНаш дневникПоискКарта сайтаДоска объявленийFAQ - Вопрос-ответ



Работает на: Amiro CMS