Казачий круг-История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг-Независимый казачий информационный сайт. Основан в 2008 году. История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг - Новости

Казачий круг - Статьи

Казачий круг - Осторожно ряженые

Казачий круг - Георгиевские кавалеры

Казачий круг - Майдан

Казачий круг - Фотоальбомы- Галерея

 




























Сайты партнеров

Казачья гамазея
 Дикое поле
Шермиции



Вольная станица

 

 



 

 


 










 

История, традиции и культура казачьего народа.

 

Вы пользуетесь Яндекс? Мы стали ближе, добавьте виджет "Казачий круг", и будьте в курсе самых последних новостей.
 

Казачий круг. История, традиции и культура казачьего народа.

История, традиции и культура казачьего народа.

добавить на Яндекс




Из казачьего зарубежья.

ВОЙСКОВОЙ ПРАЗДНИК.

09.12.10

ВОЙСКОВОЙ ПРАЗДНИК

Посвящается светлой памяти Донского Атамана П.Н. Краснова

Тихое осеннее утро. Лёгкой дымкой октябрьского тумана окутана столица Дона - Новочеркасск. В воздухе плавно раздаются могучие удары колокола Войскового собора. В городе, украшенном флагами, с самого утра уже чувствуется какая-то особенная торжественность. На улицах: офицеры, войсковые чиновники, учащаяся молодёжь; все одеты в парадную форму. То тут, то там, мелькают алые мундиры лейб-казаков и голубые - лейб-атаманцев. Много седых стариков в старинных мундирах, с крестами и медалями за прежние войны, с высокими насеками - приезжие из далека станичные и хуторские атаманы. Какой у них величественный и гордый вид: как на старинных казачьих гравюрах.

К собору проследовали в полном составе Донской кадетский корпус и сотня Казачьего военного училища, гимназисты, реалисты и воинские части, все со своими оркестрами.

Весь город оглашался звуками бравурных маршей. Ещё мальчиком, наблюдая всю эту картину, я чувствовал неописуемый восторг, необычайный подъём, и мне тогда так хотелось быть взрослым, чтобы в форме, в шароварах с алыми лампасами также маршировать в строю.

В собор съезжались в собственных экипажах и на извозчичьих пролётках разодетые дамы, генералы с серебряными эполетами, с блестящими на груди звёздами, орденами и широкими через плечо лентами; офицеры в парадной форме, городская знать... Проехал в остроконечной жёлтой шапке и жёлтой мантии бакша донских калмыков...

По широкой аллее Платовского проспекта, засаженной высокими серебристыми тополями, против здания Донского музея, уже выстроился воинский наряд для встречи войсковых регалий и знамён. На правом фланге старики с насеками — атаманы станиц и хуторов. Кругом все улицы, балконы, окна переполнены публикой. Даже на крышах домов немало любопытных; каждый желал видеть торжественную церемонию войскового праздника, - ведь, она бывает только раз в году.

К 9 часам утра прибывает войсковой атаман. Его встречают войска; атаман в парадном голубом мундире, в руках высокая насека с золотым двухглавым орлом - эмблема наказных атаманов. После его встречи, под звуки оркестра, выносятся войсковые регалии.

Любил я этот торжественный момент; с необыкновенным детским восторгом я глядел на вынос седой донской старины. Но особенно ярко помню этот священный обряд, когда я был уже взрослым, молодым офицером, в славную эпоху на Дону атамана Петра Краснова. Я стоял тогда в наряде перед музеем.

Донское казачество, стихийно потянувшееся к обычаям родной старины в эпоху Каледина и «донского баяна» - М.П. Богаевского, ещё больше прониклось любовью к славному былому в незабываемую эпоху атамана Краснова. Он, как историк и романтик казачества, был её вдохновителем; он воскресил седую донскую старину, воплотив её в действительность во всех её деталях. Как сейчас, я помню этот торжественный день... Было погожее мягкое октябрьское утро. С высоких тополей изредка падали пожелтевшие листья. Мы стояли в наряде по длинной Платовской аллее, ожидая атамана... Вот зашевелился строй, стали выравниваться... послышалась громкая команда: «атаман едет». Наступила тишина; с левого фланга звонко слышалось цоканье многочисленных подков... приближалась группа всадников. Впереди всех - сухая подтянутая фигура атамана Краснова, под ним рослая светлорыжая кобылица, три ноги по щептку белые; седло, сбруя горят в серебре; за ним полусотня атаманского конвоя из калмыков на буланых конях, в безкозырьках с жёлтым верхом набекрень. Величественно проехал перед строем генерал Краснов. На его приветствие дружно, как один, взводы ответили: «Здравия желаем, господин атаман!». После объезда он становится против дверей Донского музея.
Всё смолкло, словно всё оцепенело. Но вдруг полились звуки Донского гимна. Наряд берёт «на караул», и из дверей музея два войсковых есаула выносят на синей подушке, обшитой серебряными шнурами с кистями золотой, усыпанный драгоценными камнями пернач - эмблему власти донского выборного атамана - и подносят его атаману Краснову. С этим перначем атаман граф Платов – «вихрь – атаман» - с Дона через Москву победно пронёс с донскими полками казачью славу через всю Европу до Парижа.

В руках этот пернач держали славные атаманы: Ефремов, Иловайские, любимец Суворова - Денисов и другие герои Дона. С этим перначем принимали парады в Новочеркасске августейшие атаманы всех казачьих войск - Наследники Цесаревичи, держали его в руке рыцари - атаманы: Каледин и Назаров; крепко его сжимал в своей руке славный атаман Пётр Краснов.

Четыре бунчужных хорунжих, с белыми, как степной ковыль, бунчуками стали вокруг атамана, а впереди по сторонам их стали с насеками в руках два войсковых есаула.

Все приготовились к священному моменту выноса войсковых регалий... Наступила благоговейная тишина.

Сам атаман командует нарядом для встречи донских святынь. Хор трубачей играет «Коль Славен»; протяжным звоном гудит колокол Войскового собора. Этот гигант — колокол перевезенный из «вольного Черкасска», бывшего в старину Главным войском — центром донского вольного казачества... Тысячные массы жителей благоговейно обнажают головы.

Атаман Краснов делает перначем салют, и из дверей музея плавно выносятся донские святыни: заветная старина донская, немые свидетели былого и славы казачества. Где только ни побывали они с донскими полками! Были они далеко на востоке за Китайской стеной, шли походом на запад до Елисейских полей - столицы мира Парижа, на диком севере финляндских лесов и на юг до жгучих песков Персии. Объвеянные славой дедов и прадедов, современники «чудо – богатыри» Суворова, гордые свидетели казачьих подвигов на Балканах, Карпатах, Венгерской долины, в горах Кавказа и прочих побед и подвигов казачьей славы...

Впереди глубокий старик вахмистр выносит древний стяг Ермака -покорителя Сибири (1581 год); за ним выходят рядами: вахмистры, урядники и казаки со скрещенными знамёнами по годам, в порядке их старшинства. Седая старина донская... немые свидетели немеркнущей боевой славы казачьей: хоругви и знамёна Великого Азовского сидения (1678 год), на некоторых, за древностью их, уцелели лишь клочки священного шёлка да древко... чем дальше, тем более молодые знамёна с гербами и инициалами царей московских и императоров российских. Большинство их увенчаны белыми георгиевскими крестами и георгиевскими лентами с серебряными кистями.

Как гордо, величественно выступают старики, осторожно, бережно неся священную седую славу казачества, направляясь к собору. За знамёнами выходят рядами офицеры и войсковые чиновники, они несут на малиновых подушках, обшитых золотыми шнурами, в бархатных папках грамоты царей и императоров, дарованных войску за вековую службу и верность России. За грамотами следуют: перо-султан, усыпанное алмазами и брильянтами, пожалованное на кивер Платову императрицей Екатериной Великой; драгоценная сабля императора Александра I, усыпанная брильянтами — дар войску за Отечественную войну (1812 год) и другие пожалования в знак царского благоволения войску и в конце на большой продолговатой подушке из бронзы отлитый «донской присуд» — карта Донской земли с границами — по рескрипту императрицы Екатерины П. Вынос регалий окончился.

Атаман Краснов, предшествуемый донскими есаулами под сенью четырёх бунчуков, следует за регалиями. Взводы наряда перестраиваются в колонну по-шести и следуют за ним в собор. Торжественным звоном гудит соборный колокол. Вокруг величественного собора - море людей, а на самой площади войска для парада. Атаман замедляет шаг, пока не войдёт последний ряд с регалиями. Тогда по синему длинному ковру по лестнице из дверей собора спускается с крестом в руке седой донской архиепископ (Гермоген). Войсковой атаман прикладывается к кресту, Владыка кропит святой водой правителя Дона.

Получив благословение от Владыки, атаман, а за ним войска и горожане следуют в огромный кафедральный собор.

...Опустела широкая Соборная площадь. На месте, где стояли войска, остались лишь в козлах винтовки да часовые при них. Молча смотрит на безлюдную площадь с высокого гранитного цоколя в стальных латах, в богатырском шлеме славный атаман Ермак, князь Сибирский.

Идёт архиерейская служба в сослужении сонма всего многочисленного городского духовенства при участии войскового и архиерейского хоров.

Но окончилась, наконец, и долгая архиерейская служба и из собора чинно рядами выходят войска, горожане, и снова площадь залита морем людей...

Тишина... раздаются команды, части берут «на караул». Протяжным гулом гудит древний колокол собора, сзывавший когда-то казаков «на майдан», и на площадь выносят святые иконы и хоругви. Впереди Святой иконы Донской Божьей Матери, небесной покровительницы войска, дорогим жемчугом унизана святая риза Богоматери — дар донских казачек.

Матовым блеском сверкают жемчуга на ней, как молитвенные слезы матерей и вдов казачек, в горячей молитве их, оплакивающих своих близких, в боях павших. За святыми иконами и хоругвями архиепископ с сонмом духовенства с ними длинными рядами - войсковой и архиерейский хоры в полном составе по 70-75 человек. Оба хора в старинных, длинных, синих кунтушах с серебряными позументами и откидными рукавицами. Тёплый октябрьский день. На Дону в то время «бабье лето» в разгаре. Ласковым, приятным теплом греет солнце, тонкими, как шёлк, ниткамилениво плавает высоко в небе светлая лёгкая паутина. Стая встревоженных колокольным звоном голубей кружится над площадью... Молебен подходит к концу. Войсковой протодиакон громовым голосом на всю площадь провозглашает: «Всевеликому Войску Донскому многая лета!». С последним слогом «та» махальный на колокольне собора дает знак белым платком, этот знак принимает другой махальный на крыше городского театра, где на площади расположилась донская конная батарея. Одновременно по условному знаку ударил громовой колокол, и раздался салют всех орудий батареи. Загудели радостным перезвоном соборные и городские колокола. Весь Новочеркасск огласился пушечной стрельбой. 21-им выстрелом салютует батарея.

«...Звоны звонили, и молебны пели, и пушки палили...».

Всё как в старину, в древних Раздорах и вольном Черкасском городе. К общей картине былой старины не достаёт только, как в этот день в Черкасске на «майдане» по традиции, стоя на высокой бочке, войсковой писарь вычитывал зычным голосом благодарственную грамоту царя Иоанна Грозного за участие донцов с атаманом Сусаром при взятии Казани (1552 год).

Смолкли перезвоны и пушечная стрельба. В молитвенной тишине вносятся в собор святые иконы и хоругви. Атаман Краснов обходит длинные шеренги войск, с правого фланга несутся звуки атаманского марша. Войска берут «на караул»... Тысячные массы людей обнажают головы, радостно приветствуют своего вождя - атамана. После обхода атамана, как море заволновалась огромная площадь, заколыхались знамёна, заблестело на солнце оружие - парад строится к церемониальному маршу... «Шагом марш!» - громко несется голос командующего парадом. Командовал красавец генерал П.И. Греков. Загремел оркестр... Стройным маршем плавно поплыл весь парад. Впереди всех - донской атаман Краснов, с высоко поднятым вперёд золотым перначем, не марширует, а «печатает, как павлон», широким строевым шагом, как некогда он маршировал фельдфебелем Павловского военного училища. А теперь он атаман, правитель Дона, первым во главе всего парада салютует донским святыням - знамёнам и регалиям и донскому парламенту - хозяину Донской земли, Войсковому кругу.

Войсковой круг, приветствуя атамана, обнажает головы. Слилось в одном взаимном салюте приветствие атамана и народных избранников. Восторженные ученицы и казачки забрасывают атамана цветами... После салюта атаман Краснов становится перед Войсковым кругом под сенью белоснежных бунчуков и теперь он, как первый «знатный казак», как глава Дона, принимает народ. Легко, щеголевато идут кадеты, за ними чётким шагом проходят юнкера, дальше воинские части, затем гимназисты, реалисты и т.д. Перед глазами в такт марша бесконечно мелькают алые лампасы. За пешими частями, громыхая тяжёлыми колёсами, проходят донские «пушкари» - артиллерия, за ними - конница. Впереди её атаманский конвой, а дальше конные сотни. Весело, игриво идут под музыку длинногривые с пышными хвостами ловкие, быстроногие донские горбоносые кони. Лихо «подбоченясь» сидят на них «чубатые» казаки; звонко цокают по каменной мостовой подковы. Как на экране кинематографа, красочно, торжественно проходит народ... Все улицы Новочеркасска огласились музыкой и пением, когда части после парада расходились по казармам и домам. Впереди их, как это бывало всегда после парада, бежали радостные, весёлые мальчуганы, часто перебегая с одной на другую сторону широкие улицы «под ногами оркестров».

После парада, по войсковому древнему обычаю, состоялась общая трапеза – «войсковая хлеб–соль». Раньше обыкновенно она устраивалась в войсковом правлении, но атаман Краснов перенёс её в юнкерский манеж, где было больше места. По традиции на хлеб-соль никого специально не приглашали, но преимущество отдавалось: членам Войскового круга, начальствующим лицам, участникам выноса регалий и знамён, станичным и хуторским атаманам и старикам города Черкасска. О порядке этом знали издавна, а потому входили чинно в порядке и без всякой суеты и толчеи. Богата и гостеприимна была войсковая «хлеб-соль». Войско отпускало на это огромные средства, но и станицы не скупились своими щедротами. Бочонки шипучего вина посылала Цымлянская, янтарного цвета «выморозки» — Раздоры, «духовитый» мускат слал Кумшак, Семикарокорцы - свежую стерлядь, аршинных осётров посылала Елизаветинская, Аксай - зернистую икру, Курмоярцы - дыни и арбузы, Мелеховцы - виноград. Каждая станица посылала дары, чем она была богата и славилась. Бесконечные ряды столов ломились под богатством вин, различных закусок и яств. За обедом играл войсковой оркестр, войсковой хор в голубых кунтушах пел старинные песни. Пели казаки песни с «подголоском» и свистом, пелись и протяжные бытовые песни старины. За столами шла шумная беседа в воспоминаниях героев Кавказа, Плевны, Шипки и манджурских сопок.

«Бойцы вспоминали минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они...».

Танцевали казачка: старики «журавлём», а молодёжь, вприсядку вкруговую «до уморы».

По традиции сладости и фрукты несли домой, казачкам и детям, как «гостинцы» с «хлеб-соли».

...Долго за полночь тянулось время «во пиру-беседушке», неохотно расходились старшины. Приехав домой в свою станицу, они всегда с удовольствием вспоминают, чему сами были свидетелями на Войсковом празднике.

Яркими и славными были памятные дни Донского атамана Петра Краснова.

Это было так на Дону в 1918 году, когда уже по всей России, за исключением казачьих областей, развевались, вместо национального, красные флаги, когда по улицам носили портреты Ленина и Троцкого - Бронштейна, когда красным, кровавым угаром покрылась великая Русь...


С. Болдырев (Германия).

«Обще-казачий журнал» № 9, октябрь 1949 года.


Болдырев Сергей Владимиро­вич (дон.) - родился 18 марта 1890 года в станице Богоявленской; пол­ковник, достойный сын Тихого Дона, воин, журналист и обще­ственный деятель, преданный до гроба идее возрождения ка­зачьей национальной жизни.

Вырос Болдырев в станице Раздорской под опекой бабушки Прасковьи Евграфовны. В 1909 году успешно окончил Донской кадетский корпус. Через 2 года, из порту­пей-юнкеров Николаевского кавалерийского училища про­изведен в чин хорунжего и на­значен на службу в 1-й Донской казачий полк, стоявший тогда в Москве. В начальные дни Пер­вой Мировой войны хорунжий Болдырев был первым офицером во всей Русской армии, получив­шим орден Святого Георгия. В 1916 году, после излечения от тяжелой контузии, он был команди­рован на службу в Новочеркас­ское казачье училище, где в сокращенные сроки готовились кадры новых казачьих офице­ров.

Юнкера его смены скоро оценили в нем прекрасное зна­ние строевой службы и его ме­тоду воспитания, при которой непрерывно чувствовалось справедливое и почти дружеское отношение начальника к подчи­ненному. Любили его и офице­ры - сослуживцы, хотя старшее начальство относилось с неко­торым холодком, не терпя в бо­евом офицере независимость суждения, несколько большую, чем она допускалась в армии. Может быть, благодаря этому молодой подъесаул Болдырев через не­сколько месяцев получил направление обратно в полк, где снова вступил в командование пятой сотней.

В составе 1-го Донского казачьего полка находился в Петрограде во время бушевавших там сти­хий революции, участвовал в образовании Союза Казачьих Войск и со своей сотней в июле месяце 1917 года выступал в защиту Временного Правитель­ства от большевиков. С нею же возвратился на Дон, закончив навсегда службу России и ее царю. От января месяца 1918 года началось служение родному Дону. В рядах партизанского отряда есаул Болдырев борется с за­ливающей города и станицы красной гвардией. В невыноси­мо тяжелых условиях, под води­тельством Походного атамана П.Х. Попова, проходит зимний Степной поход и на берега До­на возвращается только в мае того же года, вместе с началом всенародного восстания Дон­ских Казаков. В Новочеркасске освобожденной донской столи­це, он зачислен в конвой атама­на П.Н. Краснова, занимал после некоторые штабные должности и ушел в эмиграцию мо­лодым полковником с четырьмя царскими орденами и высокой казачьей наградой - Степным Крестом.

От 1920 года жизнь заграни­цей означилась вечной нуждой со случайными заработками. Полковник Болдырев был и воспитате­лем в Донском кадетском кор­пусе, и рабочим автомобильно­го завода в Париже, и Войсковым есаулом при атамане Граббе, и ретушером в фотографи­ческом ателье, и специалистом по разрисовке фарфора, снова в Югославии. Не всегда удавалось достаточно обеспечить жену и сына насущным хлебом, но по­стоянно тянула к себе идеоло­гическая деятельность по укре­плению духовных позиций на­шего побежденного и обескров­ленного народа. Писал о Каза­ках и печатался во многих рус­ских и казачьих изданиях «Возрождение», «Часовой», «Иллюстрированная Россия», «Атаманский Вестник», «Стани­ца», «Казачий Путь», «Родимый Край», «Общеказачий журнал», «Казачья Смена», «На Пикете» и др. Знакомил читателей с ка­зачьей историей, с особенно­стями казачьего быта, пропа­гандировал идею казачьего воз­рождения.

Потом пришла Вторая Ми­ровая война. В 1941 году полков­ник Болдырев начал новую боевую страду в рядах Охранного кор­пуса. Вместе с другими Казака­ми-эмигрантами совершил дол­гие походы от Ниша до Загреба, постоянно в сражениях с красными партизанами Тито. В конце 1944 года был командиро­ван в Главное Казачье Управле­ние, а оттуда из Берлина на­правлен генералом Красновым в качестве связного офицера в одно из отделений Германского генерального штаба. Перед концом вой­ны, отступая на запад, попал в плен к Французам и освобож­ден только в мае 1946 года. Оты­скав жену Марию Николаевну и сына Владимира, проживал с ними в лагерях «перемещенных лиц». В лагере Шлясгайм Каза­ки избрали его атаманом мест­ной Общеказачьей станицы. Там же при его деятельном уча­стии был создан журнал «На Пи­кете» и организовано общество ревнителей казачьей истории. Он был также душою всех казачьих собраний и главным докладчиком по вопросам нашего прошлого. В 1948 года выпустил в свет первый «Казачий Исто­рический календарь», который вскоре заинтересовал широкие круги читателей и заслужил у них высокую оценку своим содержанием.

В США семья Болдыревых переехала в декабре 1950 года здесь пожилому и не совсем здоровому С.В. Болдыреву пришлось зарабатывать на жизнь тяже­лым физическим трудом. Надо было также выработать на ста­рость социальное обеспечение. Через 5 лет он мог уже не ду­мать о заработке, хотя пенсия оказалась очень небольшой. К этому времени семья потеряла единственного сына Владимира. Призванный в Американскую армию он погиб в Корее 18 ок­тября 1952 года. Но несмотря на большое горе, несмотря на бед­ность и слабое здоровье, С.В. Болдырев неизменно отдавал свои мысли и время идее, владевшей им от юности. Он продолжал печа­таться в казачьих журналах и каждый год выпускал свои календари. Перед самой смертью вышла в свет его последняя ра­бота - собранные в монографии сведения о Кондратии Булавине. 23 октября 1957 года, после за­поздалой операции полковник Болдырев ушел из жизни. Похоронен на казачьей секции кладбища в Лейквуд, штата Нью Джерси.

Сергей Владимирович Болдырев вырос в казачьей среде. Дон­ской кадетский корпус, где он учился, тоже хранил еще вея­ния вольного казачьего духа, несмотря на то, что целью его создания служило воспитание верных слуг Русского царя. Привилегированное военное училище и служба в старой русской столице, совместно с лучшими полками император­ской кавалерии, блеск великодержавия и высокая награда, полученная из царских рук, не прошли бесследно, но и не за­тмили в душе, взлелеянного с детства, огня казачьего патрио­тизма. Прирожденный историк-любитель, он разыскивал и пу­бликовал материалы по казачь­ей истории, преклоняясь перед всеми проявлениями родного ему казачьего духа, горячо протестуя против лживых вымы­слов наших недоброжелателей. Во многих работах он подчер­кивал обособленность Казаков и их резко очерченное место среди народов России, был близок по взглядам к национали­стам - казакийцам. Но лозунги, программы, холодный политический расчет были ему чужды. Для него политическая борьба текущего дня, планы на буду­щее государственное устрой­ство, черта проектированных границ, все это было на втором месте, вопросы давно решенные постановлениями Кругов и Рад. Главное - сыновняя любовь к батюшке Тихому Дону, при­страстие ко всему, что носит казачье имя, к родному быту, к родной истории, преклонение перед вольным духом предков, перед их военными подвигами. Это его интересовало прежде всего, об этом он писал, укла­дывая, таким образом кирпичи­ки в обновленный фундамент идеологии ортодоксального ка­зачьего национализма. Горя неустанной жаждой познавания, он поставил себе целью оты­скать и опубликовать, как мож­но больше сведений о прошед­шей жизни своего народа и о выдающихся людях, порожден­ных нм. Другие интересы перестали для него существовать. Не зная отдыха, он посвящал сво­бодное время розыскам всех опубликованных данных, так или иначе, касавшихся Казаков. Вся деятельность его в послед­ние десятилетия жизни обрати­лась в гражданское подвижни­чество, лишенное каких либо элементов личной корысти. То, что ему удалось узнать, запи­сать и сохранить от гибели при эвакуациях, он обнародовал в статьях или в исторических ка­лендарях. Его живое слово, его народный стиль понимал каж­дый мало-мальски грамотный Ка­зак и календари вскоре стали для читателей источником воз­рождающегося интереса к об­щеказачьим делам, источником казачьего национального вдохновения. Уйдя в иной мир Сер­гей Владимирович Болдырев оставил ценное литературное наслед­ство, результат его жертвенно­го горения, плод многолетнего служения Высокой Казачьей Идее.

(Казачий словарь-справочник).

Кавалеры Ордена Святого Георгия 4 класса за боевые отличия

Болдырев Сергей Владимирович

хорунжий 1-го Донского князя Суворова казачьего полка

За то, что 20-го августа 1914 года при набеге дивизии на Алленштайн (Восточная Пруссия) засланный с 20-ю казаками в глубокую разведку в тыл противника, проник в расположение его частей, добыл о противнике ценнейшие сведения, без потерь доставил их в штаб Донской казачьей дивизии, чем способствовал успешному прорыву обороны противника на важном направлении.

ПЕРВЫЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР ВОЙНЫ 1914 - 1917 гг.

Насколько нам известно, до сих пор не поднимался вопрос о том, кто из офицеров Императорской армии в войну 1914/17 гг. был ПЕРВЫМ награжден Орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия?

Нам удалось установить достаточно точные данные о награждении первых кавалеров, которые мы здесь и приводим. Награждения за август месяц 1914 года:

1) Командир 2-й Донской казачьей батареи полковник Митрофан Рыковский за то, в бою шестнадцатого августа 1914 года у деревни Янчин, при форсировании переправы 10-й кавалерийской дивизией, занял указанную батарее позицию, огнем батареи заставил замолчать превосходную в силах артиллерию противника, сдерживал наступление неприятельской пехоты и содействовал общему наступлению, во время которого было взято знамя одного из неприятельских полков» («Русский Инвалид» 10 марта 1915 года, номер 32).

За ним следуют: командир 3-й Донской казачьей батареи полковник Михаил Лекарев (17 августа 1914 г.), командир 6-го Донского казачьего артиллерийского дивизиона полковник Иван Астахов (18 августа 1914 г.), 13-й Донской казачьей батареи подъесаул Афанасий Грузинов (18 августа 1914 года), 1 Донского казачьего полка хорунжий Сергей Болдырев (20 августа 1914 года).

Таким образом, первым из награжденных офицеров следует считать полковника Митрофана Константиновича Рыковского, получившего награждение за бой 16 августа 1914 года.

(Сообщил Максим Бугураев).

ОТ РЕДАКЦИИ: К сожалению, редакция не имеет данных о награждениях за тот же период времени офицеров частей регулярной армии и была бы очень благодарна за сообщение ей этих данных.

(Военная Быль. № 123. Июль 1973 год. С. 42. Орфография оригинала целиком сохранена.)

«Военная Быль» - издание Обще-Кадетского Объединения под редакцией А.А. Геринга. Выходил в Париже в 1952 - 1974 гг. № 1 - 129. С 1993 г. в Москве выходит журнал «Военная Быль», признанный последними членами редакции парижского издания его продолжением. Вышли в свет № 1(130) - 10 (139). Главный редактор - А.С. Кручинин).

http://s43.radikal.ru/i102/1006/27/fd9da8e46991.jpg

Свято-Владимирское казачье православное кладбище, община Кесвилл,
жилой местности Джексон, штат Нью-Джерси, США.




Разделы / Из казачьего зарубежья.

 Казачий круг - Комментарии к статьям




Казачий круг - форум
Обсудить статью на форуме

Сайты партнеров





Версия для печати
Яндекс цитирования

2008-2015 © Казачий Круг. Все права защищены.Разработка и поддержка Казачий Круг
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. При использовании материалов сайта-ссылка обязательна.
ОпросыГостеваяНаш дневникПоискКарта сайтаДоска объявленийFAQ - Вопрос-ответ



Работает на: Amiro CMS