Магические суеверия казаков

Есть такое мнение

Не буду уверять, што ето общия казачьи абычаи и суеверия, но здесь я аписал, то што самолично слыхивал от казаков Бузулука и Медведицы.

Казаки очень верят в сглаз али порчу ( наведенный сглаз ). Поэтому новорожденного старались не паказывать чужим людям. Да и хвалить дитя нельзя. Ребеночка можна толькя ласкаво ругать. Если жа считается, што ребятенка все жа сглазили, то слабый сглаз ( не специально наведенный ) снимають так, мать али бабка языком трижды рисовали яму православный крест на лбу, при етом пригаваривая «Госпади Иисусе Христе, спаси и сахрани. От добрава и от дурнова». Ежели ребенок часто плачить, то гутарят, што ето «испуг». «Испуг» выливають бабки – знахарки. Капают в воду расплавленный воск али парафин, штоба узнать абъект испуга. Так я тожа насил сваво сына к знахарке.

Ежели гутарить пра наварожденных то нельзя дапущять ката в люльку али краватку. Кот дюжа ревнивый и могет «забрать дыханье» — придушить ребятенка.

Интересна, што казачьи куклы – игрушки далжны не иметь лица.

Кот самое магическое животное в наших паверьях. Калдун зачастую абрачиваеться именно катом. Кот и змея могут выдаивать корову али казу.

Змея абажаить малако. Ежели змей заведеться внутрях чилавека, выманивають яво ставя два блюдца – адно с малаком, другое – с малиной. Апосля етаво змея канчаить с сабой, разбивая башку.

Считаеться што с помощью порчи можна и убить чилавека. Паетаму ни в коем случае нельзя занасить в курень предметы найденныя на парожке дома. Их надоть смести в савок и выбрасить на улицу. Чаще всего смертельный заговор делають на иглах . Я знал дваих чилавек, каторыя считали што их радных убили именно так. Причем адин из их имел высшее техническае абразаванье, а женщина – медицинское! В случае с женщиной – ее муж, крепкий, здаровый мужчина зачах и умир в полгода. Афициально смерть наступила из-за «рака крови». В случаи другом — ета была вадянка.

Заговорам лечат и такия балезни как ангина. Мяне лична сильную прастуду излечила старушка из станицы Раздорской – на – Медведице. Знахарями могет быть не толькя бабка, но и дед. Дед маво товарища из х.Яминскаво лечил при помащи серебряннаво рубля – «креставика». Рубля чеканки Павла Перваво с надписью «Не нам, не нам, а имяни тваему» и крестом из букв П, на другой староне.

Велика роль «бабок». В Советское время, када церквы были закрыты, бабки правадили и абряд крещенья. Я тожа тайно был в младенчестве крещен «бабкой».

Найденный нательный крест ни в коем случае нильзя насить, надеть ево значит взять на себя чужую судьбу, грехи, чужой «крест». Исключенье када крестами менялись сазнательна, ета называиться стать « крестовыми братьями», и пачиталось превыше кровнаво родства.

«Крестовыя» браты тожа, што и побратимы. Казак станицы Глазуновской Петр Агафонов в сваей книжке «Крюков – сад» так гутарит об этном адате:

«Чаще всего побратимами становились люди, долгое время знающие друг друга, пережившие вместе какие-то крупные невзгоды или когда один спас другого…

Обычай предоставлял побратимам огромные духовные права, но накладывал тяжелые обязанности. Так, в древности побратим, если он был не женат, обязан был после смерти друга жениться на его вдове. Обязанность побратима – приходить на помощь всеми силами и средствами даже без зова, — собственно, и делает побратимство важнейшим обычаем. После смерти одного из побратимов другой обязан заботиться о его родителях и детях, как о свих.

В качестве закрепления побратимства казаки обменивались нательными крестами, читали молитву «Символ веры», положа друг другу руки на плечи. Затем троекратно целовались и далее шли в церковь к исповеди и причастию. Никаких клятв не произносили. И часто никому о побратимстве не говорили».

По вераваньям казаков чилавека можна не толькя излечить и убить, но например «присушить». Для етаво женщина должна напаить али накормить желанный абъект едой али питьем, садержащим ее выделенья али мачу.

Штобы излечить от супружескай невернасти надоть пахитить путы, каторыми связують ноги мертвецу и спрятать под матрацем али падушкой.

Знахарь али калдун абязательна должен передать свае знанья, знанье магло передаваться в виде какова –та предмета, иначе он будим сильна мучиться, не умирая. И могет умереть толькя ежели разабрать крышу али вбить в нее кол.

Што касается пахарон, то я абратил вниманье, што у нас харонять намнога глубже чем в Центральной России. Не раз мяне самому прихадилось участвовать в копке могил глубиной больша человеческаво росту. Ране старушки заставляли делать падкоп в бок. Такова я уже не встречал лет двадцать. Абьяснялось ето тем, што земля не должна раздавить гроб. Аднако подкопы всегда были симвалическия. Я иде то читал, што так с падкопом в бок харонили сваих торки – народ –федерат Киевской Руси. Ишшо лет тридцать назад в магилу абязательна кидались «серебрянныя» деньга – одна манета, то есть белаво металла – полтинник али рубль. В царское время не всегда харонили на кладбище, так маи предки харонили возля куреня, так жа, ва дваре сваво куреня был схаронен и Кузьма Крючков. Када в пятидесятых со двора куреня магилы переносили на кладбище, то в магиле прадеда нашли погоны с литерой «13». Из чиво я делаю вывод, што харонили в форме. Почему харонили во дворе, я не знаю, адин казак абъяснил мне так, што на хутаре кладбища не всегда были, и штоб покойник не «стух» во время летней жары яво так и захаранивали, но я считаю ета не убедительным паясненьем.

Ачевидна што казачьи суеверья некаторыя до сих пор живущия надо изучать и записавать, так как несамненно ета атгалоски древних вераваний нашево народа.

Оцените автора
Казачий Круг