Казачий круг-История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг-Независимый казачий информационный сайт. Основан в 2008 году. История, традиции и культура казачьего народа.

Казачий круг - Новости

Казачий круг - Статьи

Казачий круг - Осторожно ряженые

Казачий круг - Георгиевские кавалеры

Казачий круг - Майдан

Казачий круг - Фотоальбомы- Галерея

 




























Сайты партнеров

Казачья гамазея
 Дикое поле
Шермиции



Вольная станица

 

 



 

 


 










 

История, традиции и культура казачьего народа.

 

Вы пользуетесь Яндекс? Мы стали ближе, добавьте виджет "Казачий круг", и будьте в курсе самых последних новостей.
 

Казачий круг. История, традиции и культура казачьего народа.

История, традиции и культура казачьего народа.

добавить на Яндекс




Слава казачья.

Покорение казаками Сибирского царства 1581 г.

08.07.11 Автор: А. Пивоваров  Источник: "Донские казаки". Краткій сборникъ разсказовъ изъ военной жизни Донцовъ, о ихъ храбрости, находчивости въ бою, преданности долгу и проч.Новочеркасская типография. 1892 г. 

Казачий круг. Атаман Ермак. Покорение казаками Сибирского царства 1581 г.


«Атаманом артель крепка».

Триста слишком лет тому назад, при царе Иване Грозном, были сильные грабежи и разбои по Волге. Грабили проезжих купцов, и путешественников и даже иногда иноземных послов. Правительство было вынуждено посылать отрады для наказания разбойников, называемых «волжской вольницею». В эту вольницу прихаживали и казаки с Дона.

Из разбойничьих атаманов особенно прославился Ермак своею удалью и бесстрашием, а потому до него особенно добирались отрады, высылаемые воеводами.

Видя, что дело стало плохо. Ермак бросился с своею партией вверх но Волге, а затем но Каме и в конце июне 1579 года появился у очень богатого заводчика Строганова. Он имел свои солеваренные заводы, а для защиты от сибирских татар и разбойников—крепостцы, снабженные пушками и даже отряды войск.

Строганов не очень обрадовался непрошенному гостю, но тем не менее, «опасаясь от него худых последствиев», принял его с товарищами для защиты своих владений и стал давать ему кое-какое содержание. А «товарищей» у Ермака собралось однако 540 человек.

На Руси давно уже ходили слухи о богатстве Сибирского царства.

Конечно, Ермак, живя более двух лет у Строганова, мог легко разузнать многое о Сибири от Строгановских же людей.

Отважный Ермак задумал покорить Сибирь. Обсудив дело и решившись, он обратился к Строганову за помощью оружием, провиантом и прочим. Строганов, должен был поневоле согласиться, потому что, на случай несогласия, принужден был слышать от Ермака угрозы о разорении его и всего его дома и о расхищении всего его имения.

Строганов вступил с казаками в договор, причем только требовал, чтобы они положили «число провианта на каждого человека - не весьма высоко» и чтобы казаки письменно обязались, ежели возвратятся с довольною добычею, то заплатили бы ему цену за все, что у него приняли.

Ермак согласился и сталь готовиться к походу.

В его отряде собралось до 5000 человек, из них, кроме казаков, были, данные Строгановыми литовцы, татары, пленные немцы и русские. Ермак ввел строжайшую дисциплину: всякое, преступление, особенно нарушение боевых порядков, каралось строго и неизбежно. Например, более 20 человек вздумали было самовольно уйти из отряда. Их приговорили «в куль да в воду» и всех утопили, не смотря на нужду в людях. При отряде было три священника и один монах: Ермак приказал выстроить часовню во имя св. Николая чудотворца. Отряд свои Ермак разделил на сотни, который делились на полусотни и десятки; в каждой сотне был свой командир - сотник, два пятидесятника и десять десятников. Все они были выбраны самими казаками. В каждой сотне было знамя, при коем один знаменщик. Знамена были украшены снятыми образами. Из знамен были главные - Спасителя и Николая чудотворца. Строганов дал три пушки, всех безоружных казаков снабдил ружьями, на каждого казака дал по три фунта свинца, по три пуда ржаной муки, по два пуда крупы и толокна, но пуду сухарей, по пуду соли и прочее.

Все уложено было на судах.

Не забыты были переводчики и проводники, взятые от Строгановых, людей. Ермак счел нужным устроить даже полевую музыку: барабаны, литавры, трубы и проч. Адъютантами Ермака и вместе с тем секретарями его были два есаула, тоже выбранные казаками из товарищей. Имя одного из них—«Асташки Лаврентьевича» дошло до нас в старинных песнях. Атаманами у него были Иван Кольцо и Иван Гроза, хотя любимцем Ермака был Богдан Брязга, но он пошел в отряде пятидесятником. Главное начальство над этим отрядом принял, сам Ермак и обучил его строю. Отряд Ермака, хотя небольшой, однако был очень грозен своим боевым духом, дисциплиною, твердою верою в свою непобедимость и в способности Ермака; кроме того, он грозен был своим строем и огнестрельным оружием, никогда не виданным сибирскими народами. 1 сентября 1581 г., отслужив молебен, Ермак выступать в поход. «Сей поход происходил, таким порядком, чего от тогдашних времен и от дикого житья сих казаков едва надеяться можно было», говорить историк Миллер

Ермак поплыл вверх по речке Чусовой; но в верховьях её было местами так, мелко, что вода уже не подымала стругов. Ермак ухитрился, оп снял со своих судов. паруса и запрудил ими реку, растянув их поперек реки: от этой запруды вода поднялась и все струги, один за одним, прошли через мель.

Ермак поплыл затем по речке Серебряной, где счел нужным построить на удобном месте земляное укрепление, назвав его «Кокуй городок» Оттуда по разным, речкам, а где и «волоком» пошел по р. Туре и после разных, всегда удачных схваток с толпами татар дошел до р. Тобола. Пытаясь остановить Ермака, татары протянули поперек реки железные цепи. Ермак велел навязать пуков из хвороста, напялил на них излишнее казачье платье и расставил их на лодках, а сам высадился на берег и напал на татар с тыла. Видя, что и в лодках казаки, и на берегу казаки, татары ударились бежать, а Ермак, сняв цепи, поплыл далее. Дойдя до р. Иртыша, Ермак увидел берега, усеянные полчищами пеших и конных татар. Сам царь сибирский Кучум находился в засеке. Ермак вывел своих храбрецов на берег и битва началась. Татары, не смотря на ружейный огонь, дрались с замечательной храбростью. Однако к вечеру Ермак разбил своих мужественных врагов и занял городок Атин Мурзы, где и остановился на ночь, в виду врага. Тяжелая была эта ночь! Много храбрых казаков оказалось порублено, много изранено... Во мраке ночи собрался «Круг». Раздались голоса о возвращении назад... Но дух истинного мужества одержал верх и круг решил сражаться. 23 октября рано утром при восходе солнца Ермак сам начал битву, его отважная дружина, с криком: «с нами Бог!», «стройными рядами пошла на приступ на засеку, устроенную татарами. Враги, видя малочисленность казаков, сами, разметав засеку в трех местах, вырвались и схватились с казаками в рукопашную. Выдержав натиск, казаки огнем прогнали врага в засеку и отважно бросились на её приступ. Ермак и Кольцо были впереди. Закипела отчаянная резня: но словам летописца, «поля очервленились (окрасились) кровию, устлались трупием мертвых и во многих местах стояла кровь болотами». Татары бежали... Отважный Ермак 26 октября 1851 г. Со своею храброю дружиною торжественно вступил в столицу Сибирского царства, Искер, где, найдя несметные богатства Кучума, разделил их между казаками. Благодарственным молебном Ермак начал свое владычество над Сибирью. Мало-по-малу начали появляться к Ермаку татары с покорностью и данью. Но не все татарские племена были покорены, а потому надо было прибегать к оружию. В одной из схваток попался в плен царский племянник - Маметкул. Ермак, хотя и держал его под крепкою стражею, однако обходился с ним как с царевичем, с глубоким уважением. Наконец, большинство разных сибирских племен было во власти Ермака.

О своих подвигах Ермак известил Строганова и послал 22 декабря того же года атамана Кольцо и 50 казаков в Москву к Царю Ивану Грозному с письмом, в коем просил его принять Сибирское царство под свою высокую руку и простить ему, Ермаку, с товарищами прежние разбои. При письме были посланы Государю: 60 соболей, 20 черных лисиц и 50 бобров. Царь принял казаков. прочел письмо и в восхищении воскликнул: «Новое царство послал Бог России»! По всей Москве огласилась великая радость: звонили в колокола, пели молебны. Забыв гнев свой, Государь простил казакам их прежние преступления. Допустил их к своей руке, объявил им «вечную благодарность России», пожаловал Ермаку титул «князя Сибирского», два дорогих панциря, серебряный вызолоченный ковш, соболью шубу, которую сам носил. 100 тогдашних рублей и половинку сукна, а Ивану Кольцо — шубу, половнику сукна, панцирь и 50 рублей. Бывшие с ним в Москве казаки получили награду сукном, деньгами. Все эти казаки-посланцы содержались в Москве на царский счет.

Отпустив Кольцо с товарищами к Ермаку в Сибирь, Государь послал богатые дары казакам. позволил Ивану Кольцо искать охотников для переселения в завоеванный край. Вместе с тем, по просьбе Ермака, Царь приказал отправить воеводу князя Болховского с войском в помощь казакам, а пленного царевича Маметкула повелел отправить в Москву.

Начало покорения Сибири было сделано.




Поединок Ермака и Маметкула


Ермак Тимофеевич.

Собирались казаки—

други, люди вольные

Собирались они, братцы,

во единый круг,

Как донские, гребенские с яицкими.

Атаманушка у них был Ермак-казак...

Отец Ермака быль новгородский посадский человек Тимофей Аленин, по прозвищу—Повольский (но месту его жительства в Юрьевце Повольском, т. е. Волжском). Ермак было не имя, а прозвище по Вольскому наречию, как например: Истома, Алмаз, Третьяк, Ермак (жерновой камень, таган); иногда называли его Ермолаем. Настоящее имя Ермака было Василий. Нанялся он работать на барках (стругах) и ходил по Волге и Каме, был в бурлацкой артели кашеваром и, вследствие чего, по словам иных писателей, был прозван Ермак, т. е. дорожный, артельный таган. Бурлацкая работа прискучила Ермаку, затосковал он по вольной жизни и ушел к донским казакам. Проявив свою удаль на Дону, Ермак был выбран старшиной Качалинской станицы, чтобы он охранял рубеж от Астрахани до Дона. Но не усидел долго Ермак и у донских казаков: набрав себе шайку молодцов, он ушел на Волгу разбойничать. Правительство, конечно, преследовало его и он скрылся к Строганову, откуда и кончил свою деятельность славным покорением Сибирского царства.

Ермак был среднего роста, широк в плечах, сложен крепко, волосы на бороде черные, а на голове черные и немного курчавые («прикудряв»), взгляд имел очень быстрый, лицо плоское и пригожее, был очень храбр и имел «особливый» (выдающийся) разум.

При своем светлом уме Ермак выказал однако удивительное легковерие: во время покорения Сибири изменник своему хану, царевич Карача, жалуясь на ногайских татар, будто обижающих его, просил у Ермака помощи, прислав ему дары. Ермак отправил 40 отборных казаков под начальством атамана Кольцо. Карача изменнически умертвил их всех. Ермак, желая узнать о судьбе Кольцо, послал «доброго» атамана Михайлова с казаками, и те тоже были убиты... Карача поднял бунт, но был усмирён и покорен Ермаком. Однажды явились к Ермаку бухарские купцы с жалобою, что татары Кучума не пропускают их караваны в Искер. Отобрав 50 казаков. Ермак выступил на лодках в помощь обиженным: не встречая нигде Кучумовых татар, он возвратился и остановился на берегу Иртыша, в урочище Перекоп, при устье речки Вагая. Ночь была темная, бурная, с проливным дождем. Ермак и его казаки легли спать, не поставивши никакой стражи... Тайно следившие за ними, татары напали на сонных казаков. Раздались стоны, крики. Ермак, одетый в тяжелый царский панцирь, вскочил и бросился к лодкам, скакнул и, оступившись, пошел ко дну... Это было 5августа 1584 г.

Народ в своей древней песне рассказывает о смерти Ермака так:

И для помощи своих товарищев

Он, Ермак похотел перескочити

На другую свою коломенку

Наступил на переходню обманчивую,

Правою ногою поскользнулся он,

И та переходня с конца верхняго

Поднмалася и на его опущалася,

Расшибла ему буйну голову

И бросила его в тое Енисей (?) быстру реку

Каким-то чудом спасся только один казак и принес в Искер отчаянную новость....

13 августа татарин Яниш, ловя рыбу в Иртыше, увидел у берега человеческие ноги. Это было тело Ермака. И после разных надругательств тело это было погребено на Бегишевском кладбище, под сосною. Один панцирь Ермака принесен в жертву идолу остяцкому, откуда достался остяцкому князю Алаче, а другой—отдан мурзе Кайдаулу. Князь Сейдяк взял кафтан, а сабля с поясом досталась мурзе Караче.

He Ермака ли оплакали казаки следующею песнею:

Как у нас, братцы, на тихом Дону,

Нездорово, братцы, учинилося:

Помутился весь наш тихий Дон,

Помешался весь наш казацкий круг,

Что не-стало у нас атамана,

Что старого казака Илья Муромца.

Как вы братцы-товарищи!

Убирайте вы легки стружки,

Сукном багрецовым,

Увивайте вы весельчики

Аравийским красным золотом,

Увивайте вы укрюченьки

Алиентарским крупным жемчугом,

Чтоб по ночам они не буркали,

Не подавали они ясаку.

Что ко злым людям, ко татарам…

Во многих местах Пермского края доныне сохрани­лась намять о Ермаке, видная из названий местностей: Ермаково Городище на реке Сылье, где Ермак зимовал в 1578— 79 г.г., Ермаково Городище—при впадении речки Кокуя в Серебряную, где Ермак зимовал в 1579—80 г.г.; в 1738 г. еще были видны на этом месте рвы и ямы. Ермаково Городище—на холме, на левом берегу р. Тагила, в 16 верстах от г. Нижне-Тагильска; тут виден ров, выкопанный углом, внутри коего 5 ям. Ермаковский рудник на берегу р. Ермаковки, правого при­тока р. Чусовой. Ермак-камень, скала на правой стороне Чусовой, при устье р. Ермаковки. Скала стоить стеною в 25 сажен высоты; в 10 саженях от поверхности воды находится вход в обширную пещеру, в которой, но преданию. Ермак зимовал и скрыл свои сокровища

В тобольском храме находится из часовни Ермака образ Спасителя с предстоящими, икона Святителя Нико­лая оттуда же была в 1825 г. препровождена Евгением, архиепископом тобольским, в Петербург ко дню коронования Императора Николая. В 1884 г. газеты сообщили об открытии в Сибири одного из знамен Ермака.

В 1889 г. близ Тобольска поставлен Ермаку прекрасный памятник, из серого мрамора, с надписью: «Покорителю Сибири, Ермаку.»

В честь этого героя одна из лучших улиц Новочеркасска названа «Ермаковским проспектом». В Новочеркасске, же предположено поставить Ермаку бронзовый монумент.

В 1622 г. первый сибирский митрополит Киприан созвал в Тобольск остававшихся в живых товарищей Ермака, расспрашивал их о битвах, о числе их, о Ермаке, описав его подвиги в летописи он, по показаниям оставшихся казаков, составил в соборный синодик имена убиенных на ноль брани и «заповедал» поминать их в первое воскресенье великого поста. Это продолжалось до 1869 г. до последнего изменения св. Синодом чина православия.

Имена их: «Атаманов»—Ермолая (Ермака), Иоанна (Кольцо), Никиты, Иакова. Матвея и дружины их: Сергея, Иоанна, Андрея, Тимофея, Иоакима, Григория, Алексея, Никона, Михаила, Тита, Федора, Иоанна, Артемия, Логина, Иакова, Саввы, Петра и прочую их дружину




Разделы / Слава казачья.

 Казачий круг - Комментарии к статьям




Казачий круг - форум
Обсудить статью на форуме

Сайты партнеров





Версия для печати
Яндекс цитирования

2008-2015 © Казачий Круг. Все права защищены.Разработка и поддержка Казачий Круг
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. При использовании материалов сайта-ссылка обязательна.
ОпросыГостеваяНаш дневникПоискКарта сайтаДоска объявленийFAQ - Вопрос-ответ



Работает на: Amiro CMS